Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
1. Охарактеризуйте систему мотиваций с точки зрения функций целеполагания.
2. Рассмотрите собственную свойственную лично вам иерархию типов мотиваций.
3. Проанализируйте развитие системы мотиваций в ряду животных разного уровня развития. Рассмотрите примеры мотиваций у животных и человека.
4. Критически проанализируйте классическую пирамиду мотиваций по А. Маслоу.
5. Как вы представляете себе процесс появления новых мотиваций? Возможно ли это в принципе?
6. Рассмотрите высшие типы мотиваций и их связь с идеалами.
7. Какова связь эмоций и мотиваций, как вы представляете себе их роль в осуществлении поведения?
8. Роль эмоций в регуляции поведения человека и животных.
9. Взаимоотношение эмоций и мышления, влияние мышления на эмоциональный фон человека.
10. Двустороннее влияние в системе «мимика — эмоции» и основанное на этой схеме воспитание у людей «уменья властвовать собой».
11. Схема взаимосвязи мимических мышц лица при выражении основных типов человеческих эмоций.
12. Язык социально значимых телодвижений, поз и мимических выражений. Рассмотрите конкретные примеры у людей и животных.
13. Рассмотрите распределение механизмов и типов эмоций по полушариям мозга человека.
14. «Левополушарный» и «правополушарный» человек: характеристика эмоциональных сторон поведения.
15. Что такое человеческие чувства? Связь чувств, эмоций и нравственных правил.
16. Есть ли чувства у животных? И если есть, то в чем отличия чувств животных и человека?
17. Рассмотрите критически схему основных характеристик чувств дружбы и любви: а) у человека; б) у животных.
18. Рассмотрите несколько примеров проявления чувств, близких к дружбе и любви, у животных. Соответствуют ли эти примеры вашим интуитивным представлениям об этих чувствах?
19. Каково классическое определение чувства любви, данное Э.Фроммом?
20. Сравните основные характеристики любви, секса, влюбленности, фанатичной любви.
21. Рассмотрите примеры ролевых функций, которые вы играли или играете в жизни. Оцените, насколько эти функции близки вам?
22. Рассмотрите схемы, пути и причины исторического формирования межличностных отношений на примерах социального поведения животных,
23. Каковы нейрохимические, нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе чувств, эмоций и мотиваций?
24. Что такое эндорфины и опиаты? Каковы нейромолекулярные механизмы их действия и причины возникновения наркозависимости?
25. Сравните схемы волевого и эмоционального поведения. Чем отличаются сила воли и сила эмоций?
26. Сравните сущность, причины возникновения и целевые функции таких явлений, как настроение, стресс, аффект.
27. Опишите экспериментальную схему изучения стресса у животных. Насколько, по вашему мнению, отличаются эффекты стресса у животных и человека? Обоснуйте свое мнение.
28. Какова роль аффекта в поведении человека?
29. Охарактеризуйте причины и типы фрустрационного поведения человека. Какова, по вашему мнению, связь фрустраций, настроения, стресса и аффекта?
30. Схематически опишите основные черты структуры личности по 3. Фрейду. В чем заключаются функции и сущность «Я», «Сверх-Я», «Оно»?
31. Опишите суть представлений о защитных механизмах психики человека (по 3. Фрейду). Охарактеризуйте типы защитных механизмов.
32. В чем заключается сущность механизмов сублимации? Рассмотрите примеры из вашего жизненного опыта.
33. Рассмотрите экспериментальные модели механизмов сублимации и смещенного поведения у животных.
34. Проанализируйте истоки и корни ритуального поведения и церемоний у животных разного уровня развития.
35. Происхождение неврозов и пограничных состояний психики человека и роль функций защиты в этих процессах.
36. Составьте краткий перечень основных принципов психоанализа. Рассмотрите роль эмпатии в этом процессе.
37 Рассмотрите нейрохимические и нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе мотиваций и эмоционального поведения. Классические эксперименты Д. Олдса: центры «удовольствия» и «наказания» в мозгу животных.
38. Сформулируйте основные представления о нервных, нейрохимических и молекулярных механизмах стрессов и аффектов.
39 Опишите функции и основные отделы вегетативной нервной системы. Каковы роль и основные нейромедиаторы симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы?
- И педагогика
- А. Руссо «Игроки в мяч»
- Предисловие
- Введение Цель и сущность предмета. Взаимодействие психологии и педагогики
- Часть I
- Глава 2 Что ощущает человек, впервые увидевший мир в 52 года
- Глава 3 Восприятие — бессознательное умозаключение
- Глава 4 Подходы к изучению зрения слепорожденных. Эксперименты с животными
- Глава 5 Может ли взрослый человек увидеть «всё заново»?
- Глава 6 Увидеть — значит понять
- 6.1. Теща или жена
- 6.2. Неоднозначная геометрия
- 6.3. «Ваза или два профиля;»
- Картины
- Глава 8 Невозможные фигуры
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Глава 2 Зачаточные формы обучения и интеллектуально-приспособительной деятельности животных
- 2.1. Условно-рефлекторное поведение
- 2.2. Механизмы образования ассоциативных связей
- 2.3. Инстинктивное поведение и обучение
- Глава 3 Элементы решения проблемных задач в экспериментах с животными
- 3.1. Перебор действий
- 3.2. Перебор символов действий. «Ага-реакция»
- Глава 4 Моделирование процессов мышления и творчества
- 4.1. Виды мышления
- 4.2. Основные операции и процедуры мышления
- 4.3. Модели механизмов мыслительных процессов
- 4.4. Семантические сети
- 4.5. Построение, анализ и оценки мысленных планов деятельности
- Глава 5 Язык и мышление
- 5.1. Синтаксис и грамматика. Продукции
- 5.2. Поверхностные и глубинные структуры языка
- 5.3. Языковые характеристики высших животных
- Глава 6 Особенности творческого мышления
- 6.1. Фазы творческого процесса
- 6.2. Характерные особенности творческого процесса
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Раздел 3 психология человеческой личности
- Понятие личности и структура личности
- Глава 2 Интеллектуальные и творческие способности
- Глава 3 Тестирование интеллектуальных способностей
- Глава 4 Тестирование творческих способностей
- Глава 5 Вопросы теории выявления и измерения способностей
- Глава 6 Использование методов факторного анализа и многомерного шкалирования для выявления первичных (базисных) способностей
- Глава 7 Тестирование личности
- Характер
- Глава 9 Темперамент
- Глава 10 Пример практического самоопределения своего типа характера
- Психофизиологические корреляты личностных факторов
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Глава 12 Мотивации
- 12.1. Мотивации как система целеполагания
- 12.2. Типы мотиваций
- 12.3. «Новые» мотивации, планирование деятельности и корни духовных ценностей
- Глава 13 Эмоции
- 13.1. Эмоции как механизм регуляции мотивационной деятельности
- 13.2. Способы выражения и измерения эмоций в процессе общения
- 13.3. Эмоции и язык социально значимых жестов и поз
- 13.4. Роль полушарий мозга в осуществлении различных сторон эмоционального поведения
- Глава 14 Основные чувства человека
- 14.1. Дружба и любовь
- 14.2. Межличностное общение животных и истоки чувств людей
- Глава 15 Волевое поведение
- Глава 16 Настроения, стрессы, аффекты
- Глава 17 Личностные факторы и психоанализ
- Глава 18 Переключение энергии и механизмы сублимации у животных и человека: церемонии, ритуалы, истоки культурных традиций
- Истоки церемоний и ритуалов животных
- Психологические аспекты этики и этикета
- Неврозы как следствия дефектов функции защиты
- Глава 21 Нервные механизмы мотиваций и эмоций
- Глава 22 Нервные механизмы стрессов и аффектов
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Часть II педагогика
- Глава 2 Педагогика как одна из древнейших наук: основные этапы развития
- Глава 3 Отражение педагогических принципов в структуре системы современного образования
- Глава 4 Теоретические основы специфики обучения учащихся разных возрастов
- Глава 5 Специфика возрастных периодов развития и воспитания человеческой личности
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Раздел 2 дидактика
- Общее понятие о дидактике, ее предмет и задачи
- Глава 2 Развитие системы дидактических принципов
- Глава 3 Основные задачи и направления современной дидактики
- Глава 4 Комплексная система принципов современной дидактики
- Глава 5 Развитие способов и методов обучения
- Глава 6 Проблема классификации методов обучения
- Формы организации современного школьного обучения
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Глава 2 Педагогические технологии общения
- Глава 3 Индивидуальный диалог — фундаментальная проблема обучения
- Глава 4 Дидактические игры
- Эвристические методы в педагогике и обучении
- Глава 6 Методы и средства проблемного обучения. Системы дополнительного образования
- Глава 7 Методы программированного обучения
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Глава 2 Проблемы использования современных компьютерных технологий
- Глава 3 Проблема человеко-компьютерного интерфейса в автоматизированных обучающих системах
- Глава 4 Проблемы обучения в гипертекстовой среде
- Глава 5 Концепция развития системы педагогического и психологического обеспечения автоматизированных обучающих систем
- Глава 2 Основы теории возрастного развития личности. Адекватность процессов развития, воспитания и обучения
- Глава 3 Основы теории воспитания
- Глава 4 Взаимоотношения теории воспитания и родственных областей науки
- Глава 5 Системы и методы воспитания
- Глава 6 Специфика развивающего воспитания в условиях современного информационного общества
- Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
- Библиографический список