logo
Контрольная работа для ОЗО

Часть II. Практическая: Особенности восприятия дошкольниками изобразительного искусства

Каждый студент проводит два эксперимента с детьми одной возрастной группы (охватить всех детей или не менее 10 человек).

ЭКСПЕРИМЕНТ №1.

Цель: определить особенности восприятия дошкольниками живописи и … - другого выбранного вида искусства (например, графики).

Варианты материала:

а) 3 живописные картины и 3 черно-белых графических произведения одного жанра.

б) 3 живописные картины и 3 произведения книжной иллюстрации для детей.

в) 3 живописные картины и 3 предмета декоративно-прикладного искусства;

в) 3 живописные картины и 3 скульптуры малых форм.

Материалы располагаются перед детьми в 2 ряда (в верхнем – живописные картины, в нижнем – произведения другого вида искусства).

Методика: Каждому ребенку, индивидуально, предлагается внимательно рассмотреть набор произведений изобразительного искусства, после чего задать вопросы: «Какой ряд произведений тебе нравится больше всего? Почему они тебе нравятся?». Ответы всех детей протоколируются и представляются в приложении к контрольной работе.

Протокол детских ответов 1

Имя, возраст ребенка

Вопросы воспитателя

Полные (дословные) ответы детей

В тексте работы (в практической части) представить анализ ответов детей в сводной таблице 4.

Таблица 4

Мотивы предпочтения детьми видов искусства

Вид искусства

Мотив выбора детей (что привлекло внимание детей)

Живопись

Выбранный вид искусства

Содержание

Форма

Сюжет

Предметный состав

Настроение

рисунок

цвет

Композиция

%

После таблицы сделать выводы, при написании которых ответить на вопросы: 1. Какой вид искусства предпочли дети? Чем вы это доказываете? 2. На что дети больше обратили внимание в своих суждениях: а) на содержание; б) на форму. Почему вы так считаете? Что дети выделяют в содержании (сюжет, предметный состав, настроение)? Почему так происходит? Подтверждают ли результаты, полученные Вами в ходе исследования, те данные, о которых писали ученые? Если да, то в чем именно? Если нет – почему выявились расхождения? Какое средство выразительности (рисунок, цвет, композиция) оказалось более доступным? Почему? (Постараться объяснить причины по алгоритму пункта 2).

Сформулируйте рекомендации к совершенствованию работы воспитателей данной группы по этому разделу.

ЭКСПЕРИМЕНТ №2.

Цель: определить особенности восприятия дошкольниками жанров живописи.

ВАРИАНТ 1:

Материал: 3 живописных картины одного жанра и одна другого. Например, 3 пейзажа и 1 натюрморт или 3 натюрморта и 1 пейзаж (для детей 5-6 и 6-7 лет); 3 пейзажа и 1 сюжетно-тематическая картина или 3 сюжетно-тематических картины и 1 пейзаж или 3 натюрморта и 1 сюжетно-тематическая картина или 3 сюжетно-тематических картины и 1 натюрморт (для детей мл. и ср. группы).

Методика: Каждому ребенку индивидуально предлагается рассмотреть набор репродукций и найти лишнюю, непохожую на другие. После этого задать вопросы: Чем эта картина непохожа на другие? Как ты догадался, что она лишняя?

ВАРИАНТ 2:

Материал: 2 живописных картины одного жанра и 2 другого жанра живописи.

Методика: Каждому ребенку индивидуально предлагается рассмотреть набор репродукций, расположенных в 2 ряда, и выбрать тот ряд картин, который нравится больше. После этого задать вопрос: Почему тебе нравятся именно эти картины?

Описание полученных результатов сделать аналогично первому эксперименту.

ПРИЛОЖЕНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

1. Набор репродукций картин (живописных, графических), фотографии скульптуры малых форм или произведений ДПИ (если они были использованы в практической части).

2. Протоколы всех ответов детей.

ЛИТЕРАТУРА

А) По характеристике видов изобразительного искусства

  1. Детская энциклопедия. – М.: Просвещение, 1968. – Т.12. – С.29-31.

  2. Виды изобразительного искусства. – Л.: Учпедгиз, 1959.

  3. Советский энциклопедический словарь. – М., 1980 (Бытовая – тематическая - жанровая картина – С.187; Натюрморт. – С.875; Пейзаж. – С.990; Портрет. – С.1054).

  4. Костерин Н.П. Учебное рисование. – М.: Просвещение, 1984. (Натюрморт. – С.91; Пейзаж. – С.139; Портрет. – С.168)

  5. Художественная культура. Понятия. Термины /Сост. Т.Н. Доронова. – М., 1978.

  6. Цырлин И.И. Жанры изобразительного искусства. – М., 1961.

  7. Любые словари, энциклопедии о изобразительном искусстве.

Б) По особенностям восприятия дошкольниками живописных картин

  1. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1969. – С.24-42. (о натюрморте и пейзаже)

  2. Зубарева Н.М. Особенности эстетического восприятия натюрморта детьми старшего дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 1965. - №5. –С.50-58.

  3. Гончарова Е. Ознакомление детей с образом В.И. Ленина в монументальной скульптуре // Дошкольное воспитание. – 1989. - №4. – С.19.

  4. Герасимова Л. Влияние искусства на развитие изобразительной деятельности детей // Дошкольное воспитание. – 1984. - №5. – С.17.

  5. Дошкольникам о художниках детской книги (из опыта работы): Книга для воспитателя детского сада / Сост. Т.Н.Доронова. – М.: Просвещение, 1991.–124 с.

  6. Езикеева В.А. Влияние изобразительного искусства на развитие творчества в рисунках детей старшего дошкольного возраста // Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. –М.: Педагогика, 1972. – С.131.

  7. Казакова Т., Вишнева Г.М. Эстетическое восприятие скульптуры малых форм // Дошкольное воспитание. – 1984. - № 6. – С.46-49.

  8. Кионова В.Я. Сравнение иллюстраций как один из путей развития эстетического восприятия у детей 5-7 лет // Дошкольное воспитание. – 1973. - № 2. – С.30-32.

  9. Котова И. О некоторых особенностях восприятия иллюстраций младшими и старшими дошкольниками // Дошкольное воспитание. – 1973. - № 2.-С.47-52.

  10. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги: Пособие для студентов средних и высших пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1998. – 208 с.

  11. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. – СПб, 1996. – 112 с.

  12. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 190с.

  13. Курочкина Н.А. Знакомим с пейзажной живописью. – СПб.: Детство-пресс, 2000.

  14. Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом. – СПб.: Детство-пресс, 2000.

  15. Мирошкина Р.А. Формирование выразительности образа в детских рисунках // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 7. – С.27-31.

  16. Тростянская Г. Ознакомление дошкольников со скульптурой // Дошкольное воспитание. – 1986. - №3. – С.18.

  17. Халезова Н., Гончарова Е. Эстетическое воспитание средствами монументальной скульптуры // Дошкольное воспитание. – 1986. - №12. – С.18.

  18. Халезова Н., Чумичева Р. Как понимают старшие дошкольники значимость социальных явлений, выраженных в жанровых картинах // Дошкольное воспитание. – 1985. - №3. – С.52.

  19. Чернышева А.М. Особенности выбора детьми 4-6 лет живописного портрета. // Герценовские чтения. – Л.:ЛГПИ. 1976. – С.63-68.

  20. Чернышева А.М. Задачи и пути обучения детей 5 лет восприятию произведений портретной живописи. // Герценовские чтения. – Л.: ЛГПИ. 1976. – С.41-47.

  21. Чумичева Р.М. Восприятие живописи и развитие образной речи // Дошкольное воспитание. – 1987. - №7. – С.44.

  22. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. – М.: Просвещение, 1992.-126 с.