logo
pedagogika

6.Социологические методы.

Метол беседы. С помощью этого метода можно выяснить мнение и отношение как учителей, так н учащихся к различным событиям в классе, школе с тем, чтобы подучить бояее глубокое представление об их сущности и причинах. Требования к проведению беседы:

перед беседой необходимо наметить ее цели, круг вопросов, которые по­зволят выяснить сущность интересующей проблемы;

Анкетирование. Представляет собой массовый метод, которым можно охватить сколь угодно большое количество людей. Анкеты могут быть открытого и закрыто­го типа. Анкеты открытого типа не предусматривают вариантов ответа, закрытого - дают варианты ответа, что облегчает их обработку и повышает объективность ре­зультатов. Вопросы анкеты должны точно характеризовать изучаемое явление и не должны содержать подсказок. При составлении анкеты необходимо избегать много­значности вопросов, т.е. вопрос должен быть конкретным и на него можно дать только один ответ (Вы сейчас бьете своего отца?).

Интервьюирование. Представляет собой разновидность беседы. Отличается от нее тем, что исследователь во время интервью должен строго придерживаться на­меченных вопросов,, задавая их в определенной последовательности и записывая ответы.

Метод рейтинга. Представляет собой оценку тех или иных сторон деятельности компетентными судьями (экспертами). Требования к экспертам: эксперты должны быть компетентны, креативны (творческими), научно объективны, самокритичны и обладать широтой мышления.

7.Теоретические методы: суть теоретического исследования состоит в анализе, оценке, приведении в систему эмпирического материала.

Сравнительно-исторический анализ представляет собой выявление в истории науки н сопоставление различных точек зрения на исследуемую проблему.

Восхождение от абстрактного к конкретному. Этот метод требует построения теоретической части исследования от общего к частному.

Обобщение опыта передовой педагогической практики (традиционно- педагогический метод) - один из основных теоретических методов педагогической науки. Суть - вычленение наиболее существенных черт, особенностей передового или новаторского опыта учителей-практиков. Это абстрагирование обеспечивает возможность использования новых идей в других условиях. Теоретическому анали­зу подвергаются как отдельные методы, формы обучения и воспитания, так и сис­тема организации учебно-воспитательной работы.