9.Развитие личности
Социологический подход выделяет в личности социальнотипическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в не¬разрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности.
Личность как субъект социальных отношений, прежде всего харак¬теризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная незави¬симость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, то есть не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
Социогенетический подход – человек, рождаясь биологической особью, становится личностью благодаря воздействию социальных условий жизни. (Э. Торндайк, Б. Скиннер, Миллер и Доллард, Бандура, ).
- бихевиоризм
- теории социального научения в США (основал Доллард, Миллер)
Исходят из представления о том, что психика человека на момент рождения представляет собой чистую доску и все можно сформировать в результате научения. Связан с общими установками бихевиористов. Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества. Авторы Миллер и Доллард. Все дети при рождении одинаковы, а через 2 -3 года разные, значит это результат социального научения.
Бандура расширил теорию. Люди способны предполагать какое поведение является правильным в определенных условиях, и предвидеть, что может случиться в результате определенных действий.
Суть теорий: в бихевиоризме основным фактором, движущей силой психического развития является среда. Источник развития лежит во вне организма. Взрослый подкрепляет различные формы поведения ребенка, закрепляя у него положительные реакции в схеме стимул – реакции, этот процесс называется научение. Психическое развитие в американской психологии рассматривают как количественный процесс накопления навыков, связей, привычек, поэтому на каждом возрастном этапе выделяется система задач, которые личность должна решить в своей жизнедеятельности. Этот подход к диагностике развития через отслеживание задач предложил Гезелл. Представители социогенетического научения – Скиннер, Сирс, Бандура, Бронфенбреннер итд.
- 1.Предмет и задачи педагогики
- 2.Связь педагогики с другими науками
- 3.Функции педагогической науки
- 4.Основные отрасли педагогики
- 5.К эмпирическим методам относятся:
- 6.Социологические методы.
- 8.Основные категории педагогики
- 9.Развитие личности
- 10.Возрастные и индивидуальные особенности развития.
- 11.Сущность обучения
- 12.Обучение как педагогический процесс
- 13.Структура обучения
- 14.Закономерности и принципы обучения
- 15.Понятие содержание образования
- 18.Документы, определяющие содержание образования.
- 20.Проблемное обучение
- 21. Программированное и компьютерное обучение
- 24.Оценка и отметка