logo
Инфраструктура СПД_тезисы

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях системы социальной защиты

Под социальной защитой пони­мается совокуп­ность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жиз­ни. Ведущим элементом социальной защиты населения является социальное обслуживание.

Социальное обслуживание — деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социаль­но-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, обеспечение социальной адапта­ции и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальная служба система государственных и негосу­дарственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специализированные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.

В Концепции развития социального обслуживания населения Российской Федерации (1993) определены следующие функции социальных служб:

функция социальной помощи — выявление и учет семей и от­дельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке, оказание материальной помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.; профилактика бедности (создание се­мьям условий для самостоятельного обеспечения своего благопо­лучия, семейного предпринимательства); надомные услуги нуж­дающимся в постороннем уходе; содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания; организация временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;

функция консультирования — консультирование специалистов участие в подготовке молодежи к выбору профессии, подготовка юношей и девушек к браку и сознательному родительству, роди­тельский медико-психологический всеобуч;

функция социальной коррекции и реабилитации — социальная медико-психологическая реабилитация несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей; медико-социальная реабилитация и реабилитация детей и подростков с ограничен­ными возможностями и семей, их воспитывающих;

функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд — предоставление клиенту информации, необ­ходимой для разрешения сложной жизненной ситуации; распро­странение среди населения медико-психологических, педагоги­ческих и иных знаний; изучение потребностей клиентов и соци­альных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение;

функция помощи в преодолении последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов — участие в разработке чрезвычайных программ, формирование в рамках спасательных служб бригад социальных работников и т.п.

В рамках Министерства здравоохранения и социального развития действу­ет более 2 тыс. разнообразных социальных учреждений для детей и подростков. Помимо специализированных социально-реабили­тационных учреждений для несовершеннолетних, ориентирован­ных непосредственно на дезадаптированных детей и подростков, существенную помощь в работе с семьей оказывают территори­альные центры социальной помощи семье и детям, центры пси­хологической помощи, центры комплексной социальной помо­щи, социальные приюты и др.

Отличительной чертой подобного рода центров, комплексов, служб является выделение в их организационной структуре отде­лов социально-педагогического, социально-правового профиля. В штатное расписание этих учреждений вводятся ставки социальных педагогов, социальных работников, специализирующихся на ра­боте с детьми и молодежью, инспекторов по охране детства.

С 1994 г. в Российской Федерации начали действовать центры помощи детям, ос­тавшимся без попечения родителей. Данные центры осуществляют социальную адаптацию детей, оставшихся без попечения родителей-защиту их прав и законных интересов, обеспечивают устройство под опеку (попечительство), в детское учреждение, а также усыновление в зависимости от их психофизического состояния. В структуру центров помощи детям, оставшимся без попече­ния родителей, непременно должна входить социально-правовая и информационная служба, которая:

- обеспечивает социальную и юридическую защиту детей, на­ходящихся в центре;

- совместно со специалистами по охране детства на местах го­товит личные дела детей для определения их на дальнейшее вос­питание;

- совместно с работниками приемно-диагностического отде­ления ведет работу по подбору несовершеннолетним усыновите­лей, опекунов, попечителей, родителей-воспитателей или по определению подростков в государственное учреждение для даль­нейшего воспитания;

- готовит материалы для предоставления на психолого-меди­ко-педагогическую комиссию центра;

- оказывает консультативную и практическую помощь детям, переданным в семьи через центр, и лицам, занимающимся их воспитанием;

- выявляет и учитывает детей, подлежащих усыновлению, из числа находящихся в государственных учреждениях, осуществля­ет работу по подбору им усыновителей;

- проводит консультации для администрации и педагогов дет­ских государственных учреждений по вопросам охраны детства;

- ведет среди населения пропаганду различных форм воспита­ния детей, оставшихся без попечения родителей, выявляет и учи­тывает лиц, желающих принять в семью таких детей, обеспечива­ет правовую подготовку граждан к выполнению обязанностей усы­новителей, опекунов (попечителей), родителей-воспитателей;

- создает единый банк данных о детях, подлежащих усыновле­нию, опеке, попечительству и т.п., и взрослых лицах, желающих принять их в свою семью, обеспечивает систематизацию и опера­тивное использование заложенной в нем информации.

Практически в каждом регионе сегодня существует Центр со­циальной помощи семье и детям. Он предназначен для оказания семьям и детям, проживающим на территории города, района или микрорайона и нуждающимся в социальной поддержке, своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов (социально-экономической, психолого-социальной, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, социально-реабилитационной и др.) нуждающимся в социальной поддержке. Цель деятельности центра — способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействовать развитию и укреплению семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благопо­лучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных от­ношений.

Задачи центра корректируются в зависимости от социально-демографической ситуации в регионе, национальных традиций нуждаемости населения в конкретных видах социальной помо­щи и услуг и других факторов. Основными задачами центра яв­ляются:

- выявление совместно с государственными и неправитель­ственными организациями (органами и учреждениями образова­ния, здравоохранения, внутренних дел, занятости, миграции, ас­социациями многодетных, неполных семей, родителей детей-ин­валидов и др.) причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, определение их потребности в соци­альной помощи;

- определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, психолого-со­циальных, социально-педагогических, юридических и иных со­циальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;

- поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем самообеспечения, в реализации их собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

- социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждаю­щихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

- участие в работе по профилактике безнадзорности несовер­шеннолетних, защите их прав;

- анализ уровня социального обслуживания семей с детьми в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы социальных услуг;

- привлечение различных государственных и неправительствен­ных организаций к решению вопросов социального обслужива­ния семей и детей.

Клиенты имеют право обратиться в центр лично, по телефо­ну, а также направить письменное заявление или просьбу. Допус­кается анонимное обращение для получения отдельных видов помощи. Общение между клиентами и сотрудниками центра мо­жет происходить и вне центра. По приглашению семей сотрудни­ки центра могут обслуживать клиентов на дому.

Структурные подразделения центра: отделение первичного приема, информации, анализа и прогнозирования; отделение социально-экономической помощи; отделение медико-социальной помощи; отделение психолого-педагогической помощи; от­деление профилактики безнадзорности детей и подростков и др.

Еще одним широко распространенным типом учреждений со­циальной защиты детства является социальный приют.

Указ Президента РФ от 01.06.1991 г. «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выжива­ния, защиты и развития детей в 90-е гг.» стал юридическим актом создания в стране социальных приютов, гостиниц для детей и подростков, медико-педагогических школ.

В Указе от 06.09.1993 г. «О профилактике безнадзорности и пра­вонарушений несовершеннолетних, защите их прав» приюты рас­сматриваются как основа профилактики детской безнадзорности.

Приказом министра социальной защиты населения РФ (06.06.1994 г.) утверждалось положение «О специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социаль­ной реабилитации», определялись порядок организации соци­альных приютов, штатное расписание, структура и основные на­правления деятельности.

Существующие сейчас социальные приюты работают по Ти­повому положению и предназначены для временного прожива­ния и социальной реабилитации детей и подростков 3—18 лет.

Цель создания приюта — социальная помощь беспризорным детям и подросткам, организация их временного проживания, правовая и медико-психологическая помощь, их дальнейшее жиз­неустройство.

Таким образом, социальные приюты — это образовательно-воспитательные уч­реждения временного пребывания детей (до 6 месяцев), где детям и подросткам оказывается помощь по разре­шению их жизненных проблем.

Их функции — обеспечить без­опасность ребенка, защитить его от жестокости и внешних угроз, снять остроту психического напряжения в отношениях с семьей, с педагогами, сверстниками. Работа приюта направлена на кор­рекцию и реабилитацию детей.

Задачи, стоящие перед сотрудниками приюта:

- обеспечить временное проживание детей и подростков в нор­мальных бытовых условиях с предоставлением бесплатного пита­ния, коммунальных услуг, медицинского обслуживания, долж­ного ухода и гигиены;

- предоставить возможность посещать учебное заведение, обу­чаться по индивидуальной программе либо работать подросткам, по каким-либо обстоятельствам ушедшим из семьи, интернатного учреждения, на период пребывания в приюте;

- оказать психологическую, психокоррекционную и иную по­мощь по ликвидации кризисной ситуации в семье и содейство­вать возвращению ребенка к родителям или лицам, их заменяю­щим, устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- содействовать в определении дальнейшей судьбы несовер­шеннолетнего совместно с заинтересованными ведомствами (по­мощь в устройстве на постоянное место жительства, возвраще­ние в интернат (детский дом) или решение вопроса о переводе в другое детское учреждение, постоянное или временное трудоуст­ройство подростков, нуждающихся в этом).

Структура приюта определяется с учетом задач, возможно­стей, наличия специалистов. Могут быть образованы отделы по основным направлениям работы (приемное, стационарное отде­ления, отдел социально-правовой службы и т.п.), а также под­разделения внутри отделов.

Социальный педагог в приюте исполняет следующие функции:

- собирает информацию, касающуюся социального статуса ребенка (посещение и изучение семьи и положения ребенка в ней, установление связи с другими родственниками ребенка, при необходимости — со школой, другими учреждениями, органами внутренних дел, соседями);

- собирает и ведет документацию на каждого ребенка;

- анализирует имеющуюся информацию о социальном статусе ребенка и обсуждает с директором и персоналом приюта возмож­ности для социализации ребенка и его устройства;

~ устанавливает контакты и поддерживает связи с другими учреждениями, занимающимися оказанием помощи детям из не­благополучных семей;

- готовит документы на усыновление ребенка, взятие его под опеку или перевод в другое учреждение (совместно с директоре и другими сотрудниками);

- осуществляет социальную поддержку ребенка во время его пребывания в приюте (помощь в устройстве в школу, професси­ональном обучении, трудоустройстве, решении иных жизненных проблем);

- помогает директору приюта в подготовке документов для возбуждения уголовного дела в интересах ребенка;

- содействует в организации жизнедеятельности и воспитания ребенка в приюте;

- берет на себя обязанности педагога-воспитателя в случае от­сутствия его в штатном расписании приюта.

Особенность приютов состоит в том, что это учреждение вре­менного пребывания. Поскольку программа реабилитации инди­видуальна для каждого ребенка, сроки пребывания в приюте так­же индивидуальны. Ребенок сам может попросить убежище в при­юте до решения его дальнейшей судьбы.

Контингент приюта составляют дошкольники и младшие школьники, которые попадают сюда, например, из-за алкоголизма родителей, постоянных побоев, от­сутствия элементарных условий для жизни. Одна из причин поме­щения детей в приют — сексуальное насилие (11%), насилие как над маленькими детьми (1,5—5 лет), так и над девочками 13—-15 лет. 9% детей помещаются в приют из-за болезни матери, отсут­ствия родственников, способных заботиться о них, смерти роди­телей, на время оформления опеки.

Детей в приют направляют сотрудники милиции (59%), соци­альные педагоги (26%), родственники (10%) и очень редко (6%) дети приходят в приют сами, это подростки, которые вынуждены уйти из семьи.

Это далеко не полный перечень учреждений, центров, служб Министерства здравоохранения и социального развития Российской Феде­рации и его территориальных представительств, где ведется со­циально-педагогическая работа. На фоне обострения современ­ных проблем детства очевидна необходимость дальнейшего раз­вития и совершенствования деятельности социальных педагогов в системе социальной защиты населения.