logo
Инфраструктура СПД_тезисы

Инфраструктура социально-педагогической деятельности

В самом начале 1990-х годов в школах, а также в функциониро­вавших тогда повсеместно детских клубах по месту жительства и других детских досуговых учреждениях — домах и дворцах пионе­ров была введена новая должность — социальный педагог. Хотя была разработана квалификационная характеристика этого спе­циалиста, установлены его должностные обязанности, педагоги­ческая среда не сразу приняла педагога нового типа. Во многих школах, даже в больших городах, должность социального педаго­га долго оставалась незанятой, отчасти вследствие финансовых трудностей, не позволявших вводить новых работников в образо­вательные учреждения, но в значительно большей степени пото­му, что школьные педагоги не понимали, чем этот специалист должен заниматься, каково его место в педагогическом коллекти­ве школы.

В настоящее время социальный педагог стал привычным и не­обходимым профессиональным работником, причем не только в сфере образования и досуга детей, но и шире — в социальной сфере вообще. Сегодня социальные педагоги работают в общеоб­разовательных учреждениях и центрах помощи семье и детям, в детских домах и социальных приютах, в спецшколах для несовер­шеннолетних правонарушителей и детских клубах, в школах-ин­тернатах и домах творчества детей, досуговых центрах и центрах социальной реабилитации подростков и т.д.

Кроме того, становится все более очевидным, что социальный педагог нужен и в детских больницах и санаториях; и в медицин­ских реабилитационных центрах для детей с ограниченными воз­можностями, а также центрах различной направленности для этой категории детей (сегодня они во множестве создаются по иници­ативе общественных и религиозных организаций, частных лиц, родителей детей-инвалидов); и в наркологических диспансерах для несовершеннолетних; и в исправительных учреждениях, значи­тельную часть контингента которых составляет молодежь; и во многих других учреждениях и организациях, которые уже суще­ствуют или появятся в ближайшем будущем в ответ на потребно­сти активно развивающейся социальной сферы.

Таким образом, реальная и перспективная область профессио­нальной деятельности социального педагога чрезвычайно широка и многообразна. Она включает множество специфических разно­видностей социально-педагогической деятельности, в зависимо сти от объекта, на который она направлена (учащиеся общеобра­зовательных школ или воспитанники детских домов и школ-ин­тернатов, дети с ограниченными возможностями или с отклоня­ющимся поведением, имеющие психологические проблемы во вза­имоотношениях с окружающими или лишенные элементарных ус­ловий для полноценного развития и т.д.). И каждый из этих столь разных видов профессиональной деятельности социального педа­гога должен быть обеспечен соответствующими, адекватными со­держанию работы методами, методиками, технологиями.