Социальный педагог в учреждениях системы здравоохранения
В ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации находятся дома ребенка, где содержатся дети до 3 лет, детские поликлиники (медико-социальный патронаж семьи), больницы и клиники, обслуживающие детей в условиях стационара, учреждения медико-социальной реабилитации, медико-психолого-педагогической помощи, система психиатрических и наркологических клиник и диспансеров (в стране лишь одна детская психиатрическая больница, подростковых психиатрических и наркологических учреждений нет). В последние годы приоритет отдается валеологическому направлению, создаются валеологические службы и центры. (Валеология — наука о здоровье человека, предпосылках и факторах здорового образа жизни. Предметом валеологии является здоровье современного «общественного человека» и тот образ жизни, который ведет к обретению, сохранению, поддержанию или возвращению этого здоровья.)
Особую роль играют центры планирования семьи. В перспективе возможно основанное на опыте 1930-х годов создание социально-правовых кабинетов в женских и детских консультациях.
К функциям социального педагога в системе здравоохранения можно отнести
обеспечение заботы о больных в до- и послегоспитальный период,
помощь в снятии стрессов,
содействие оздоровлению, в том числе пропаганду здорового образа жизни.
В зависимости от места работы различаются функции специалиста: в учреждениях межведомственной принадлежности он оказывает медико-социальные услуги, в учреждениях, службах и центрах здравоохранения — социально-педагогические. Обобщая опыт работы социальных педагогов в учреждениях здравоохранения, можно выделить следующие возможные направления их деятельности:
- социально-средовая и социально-психологическая реабилитация (выработка социальных навыков: умения общаться, умения подать себя и т.п.; освоение социальных ролей; обеспечение личностного роста, формирование активной личностной позиции, творческого потенциала);
- работа с семьями детей и подростков (семейное консультирование, организация родительских «групп поддержки», коррекция нарушений психологического состояния членов семьи);
- профессиональная ориентация (ознакомление с миром профессий, помощь в профессиональном самоопределении, коррекция неадекватных профессиональных интересов и намерений);
- организационная, учебно-методическая и просветительная работа с ближайшим социальным окружением детей и подростков;
- социально-правовое консультирование и информирование
В Домах ребенка, где содержатся дети (от 0 до 3 лет), оставшиеся без попечения родителей, социальный работник выполняет две основные функции:
1. Оформление полного пакета документов на каждого ребенка, оформление его статуса (ребенок-сирота, ребенок-инвалид и т.п.).
2. Работа по поиску кандидатов в приемные родители, усыновители, опекуны и содействие в оформлении документов для усыновления.
Необходимо задуматься о введении должности социального педагога в детских поликлиниках для раннего выявления неблагополучных семей и своевременной профилактической работы с ними.
- Инфраструктура социально-педагогической деятельности
- Социальный педагог в школе
- Социально-педагогическая деятельность в учреждениях интернатного типа
- Основные функциональные обязанности социального педагога в интернатном учреждении
- Спд в учреждениях дополнительного образования детей
- Социально-педагогическая деятельность в учреждениях системы социальной защиты
- Социальный педагог в учреждениях системы здравоохранения
- Спд в сельской местности
- Особенности работы социального педагога в микрорайоне