1.1 Проблема социализации ребёнка в отечественной и западной науке
Понятие «социализация» раскрывается и в отечественной, и в западной социологической литературе как процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, которому он принадлежит. Это составная часть процесса становления личности, в ходе которого формируются ее наиболее распространенные, устойчивые черты, проявляющиеся в социально-организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.
Социологический подход. Социализация рассматривается как трансляция культуры от поколения к поколению, как общий механизм социального наследования, охватывающий и стихийные воздействия среды, и организованные — воспитание, образование.
Факторно-институциональный подход. Социализация определяется как совокупность, множественность, рассогласованность и некоторая автономность, а не жесткая иерархическая система действия факторов, институтов и агентов социализации.
Интеракционистский подход. Социализация в качестве важнейшей детерминанты предполагает межличностное взаимодействие, общение, без которого невозможно становление личности и восприятие ею картины мира.
Интериоризационный подход. Социализация представляет собой освоение личностью норм, ценностей, установок, стереотипов, выработанных обществом, в результате чего у нее складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения.
Интраиндивидуальный подход. Социализация не исчерпывается адаптацией к социальной среде, а является творческой самореализацией личности, преобразованием себя, строится как деятельностная модель индивидуализации.
Отечественная психология (а за ней и социология) имеют богатую традицию исследования проблемы социализации. Признавая за внешними, социальными условиями формирования личности определяющую роль, специалисты подчеркивали значимость позиции самой личности по отношению к этим условиям. Они обратили внимание на собственную активность и изменчивость повеления личности на всех этапах ее развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин). Индивиды не просто адаптируются к среде и усваивают предлагаемые им социальные роли и правила, но также учатся создавать нечто новое, преобразуя самих себя и окружающий мир. Согласно теории развития высших психических функций Выготского, всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, вначале — социальном, потом - психологическом, вначале между людьми как категория интерпсихическая, затем — внутри ребенка как категория иптрапсихическая. Выготский подчеркивал, что среду пало рассматривать не как «обстановку развития», которая извне определяет развитие ребенка: воздействия спелы сами меняются количественно и качественно, в зависимости от того, через какие ранее возникшие психологические свойства, включая возрастные особенности ребенка, они преломляются.
Классификацию существующих в западной науке концепций социализации стоит выделять на основе того, как сторонники определённого направления представляют себе цели и сущность социализации, модус поведения личности, который она призвана формировать.
Адаптивная концепция социализации нашла своё отражение в работах Джона Дьюи. Ролевая концепция социализации развивалась в теориях Эмиля Дюркгейма, Джорджа Герберта Мида. Критическая концепция социализации рассматривала человека как активного субъекта деятельности, что отражается в работах Карла Роджерса и Абрахама Маслоу. Когнитивная концепция социализации подчёркивает значение когнитивных процессов для усвоения социального опыта, эта теория разрабатывалась Жаном Пиаже. Концепция социального научения рассматривает процессы идентификации, подражания, внушения, следования нормам, конформность в работах Альберта Бандуры и Ури Бронфенбреннера. Психоаналитическая концепция социализации пренадлежит Зигмунду Фрейду, который утверждал, что кроме сферы сознательной человек обладает – бессознательным. Психодинамическая концепция социализации предложена Куртом Левиным как структура определённых потребностей в социальной жизни человека. (см. приложение А).
По мнению В.А. Сухомлинского, на начальных этапах социализации, в дошкольном детстве и младшем школьном возрасте в сознании детей ещё трудно утвердить стойкие взгляды и тем более идейные убеждения. В основе их духовной жизни лежат образные представления, переживания, чувства. Это своеобразные «следы» того образа жизни, который ведет ребенок в семье, в общении со сверстниками. Обращаясь к родителям и учителям, он подчеркивал: «В семье, в тончайших прикосновениях отца и матери к детскому сердцу и разуму пишется самая мудрая, самая сложная и в то же время самая простая — потому, что она доступна каждому отцу, каждой матери – страница книги, которую мы называем общественным воспитанием. Общество – это огромный дом, сооружённый из маленьких кирпичиков – семей».
Ряд исследователей Б.Г. Ананьев, М.В. Демин, Н.П. Дубинин, А.Н. Леонтьев, А.Ф. Полис рассматривают социализацию как процесс социальной эволюции человека, в котором происходит разрешение противоречия между биологическим и социальным через преобразование биологического. Такой подход вполне правомерен, так как человек детерминирован обществом на разных уровнях своего взаимодействия с окружающим миром, поэтому социализация проявляется весьма многообразно.
Во-первых, на уровне «организм — окружающая среда». В качестве примера можно сослаться на многочисленные медицинские данные, которые свидетельствуют о том, что главной современной причиной неврозов и соматических заболеваний являются многочисленные конфликты в социальной среде (в семье, в производственном коллективе, в сфере общения, досуга, на транспорте и т. д.). Иными словами, человек первоначально приобщается к жизни в обществе как живой организм в окружающей среде.
Второй уровень социализации — «субъект — объект», то есть взаимодействие между субъектом действия и познания и предметным миром. Для этого уровня социализации характерны процессы «опредмечивания» и присвоения. Важнейшим проявлением этого уровня социализации является овладение ребенком речью как общественным средством коммуникации. С ее помощью он приобщается к нормам и Ценностям общества, его духовной культуре. Но речь — одновременно и продукт отвлеченного речевого мышления, которое «тоже может совершаться лишь на основе овладения человеком общественно выработанными обобщениями — словесными понятиями и общественно выработанными логическими операциями».
Наконец, третий уровень социализации — «личность — общество». Это высший уровень детерминирования. Он характеризует усвоение личностью сложной системы отношений в обществе: социальных требований, правил, ожиданий. На основе этого уровня социального приобщения складываются мотивы поведения, установки, которые личность должна усваивать, чтобы существовать в данном обществе. Так, Б.Г. Ананьев относит социализацию «ко всем процессам формирования человека как личности, ее социального становления, включения личности в различные системы социальных отношений, институтов и организаций, усвоения человеком исторически сложившихся знаний, норм поведения и т. п.»
Б.П. Парыгин рассматривает социализацию как весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду. Поэтому социализация предполагает социальное познание, социальное общение, овладение, навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей.
Современная социальная психология в качестве основных механизмов социализации выделяет: идентификацию, ориентацию, адаптацию, внушение, презентацию, фасилитацию, ингибицию. Эти механизмы действуют в общении детей со взрослыми и друг с другом. В их основе лежат мощные предпосылки генетически унаследованных форм поведения. Но воспитание способно с помощью своего методического аппарата обогащать действие механизма социализации, усиливать личностные факторы становления социального опыта детей и саморегуляции их поведения.
Социальная идентификация — один из важнейших механизмов социализации. На нем основано усвоение детьми разнообразных форм поведения, норм, отношений, которые проявляют родители, более старшие дети и ровесники, окружающие люди, даже герои книг и кинофильмов. Ребенок бессознательно отождествляет себя с людьми, проявляющими ценные с его точки зрения качества и формы поведения.
Воспитание имеет в своем арсенале точно соотнесенный с этим механизмом метод примера. Пример как метод воспитания призван организовывать образец деятельности, поведения, образа жизни. Педагогическая сущность метода примера в том, чтобы ребенок осознанно обратился к предлагаемому образцу, чтобы он захотел быть таким, иметь такие же качества и так поступать. Пример-идеал определяет активность ребенка и направление этой активности: что ему нравится в герое, те качества он хочет иметь и сам. Соотнесение себя с избранным в качестве примера человеком — это работа ребенка со своим будущим. Воспитание использует в целях социальной идентификации несколько видов метода примера.
Пример великого человека. Этот вид примера действует как очень высокая форма идеала. Великий человек (герой, ученый, исторический деятель) уже прожил жизнь, достиг признания людей, состоялся как личность. На его примере детям важно показать, как он шел к своим достижениям: каким был в детстве, о чем мечтал, как учился, чем увлекался, как преодолевал жизненные трудности и недостатки своего характера.
Предъявление детям примера великой личности — очень тонкая методика. «Не сотвори себе кумира» — гласит евангельская истина. Доведенный до степени безжизненного символа пример великого человека начинает «работать наоборот», он отвращает детей от своего сверхсовершенства. Этот метод не дает результата и при слишком частом обращении, он не терпит суеты, легковесности методической ситуации. Еще В.А. Сухомлинский, считавший великие примеры «тончайшими и сложнейшими инструментами» воспитания, предостерегал от пользования ими «на каждом шагу».
Пример взрослого, очень важный для реализации механизма социальной идентификации, организуется иначе. Как правило, для детей примером являются их родители как «значимые другие» и старшие члены семьи. Именно они демонстрируют в общении с ребенком нормы и ценности своей семьи и одновременно — нормы и ценности общества. То, как соотносятся между собой семейные и общественные нормы и ценности, определяет складывающийся стиль жизни ребенка.
Пример взрослого совершенно безнадежно специально «подавать», примером для ребенка можно только быть. А для этого необходимо любить ребенка, понимать его, иметь с ним глубокую духовную связь, тесные отношения и общие интересы. Взрослый, не являющийся для ребенка авторитетным человеком, не может стать и примером для подражания.
Бесконечно многообразные и сложно взаимодействующие средства социализации выполняют различные функции.
Во-первых, средства социализации обеспечивают информационно-образовательные функции: распространение и усвоение определенной социальной информации. Этим специально заняты институты коммуникации и массовой пропаганды, система образования с ее институтами, где особенно важную роль выполняет школа.
Вторая функция средств социализации — организационно-регулирующая. Они создают в процессе социализации определенные организационные возможности и условия для формирования у ребенка собственного социального опыта. Такими средствами являются формы организации деятельности детей (группа детского сада, художественная студия, спортивная команда, секция по интересам), определенные в них правила поведения, права, обязанности, полномочия и ответственность каждого участника.
Третья функция средств социализации — регулятивно-контролирующая, т.е. обеспечение системы социальных эталонов. В качестве социальных эталонов используются прежде всего социальные нормы. Они определяют меру типичных обязательных и допустимых вариантов поведения, предписывают ее, облекаясь в политические, правовые, нравственные формы. Также эти функции выполняют социальные эталоны, не столько предписывающие границы поведения, сколько влияющие на ценностную ориентацию личности. Это различные художественные образы, традиции, стереотипы, идеальные и материальные ценности.
Четвертая функция средств социализации — стимулирующая. Проявляясь на политическом, гражданском, этическом и житейском уровнях, они обеспечивают стимулирование социальной активности личности.
Важным механизмом процесса социализации является социальное внушение. Довольно большой объем социального опыта ребенок присваивает неосознанно, эмоционально переживая поступки и психические состояния других людей. На этом механизме конформности, то есть некритичном следовании стереотипам поведения, авторитетам в культуре и идеологии, строится воздействие средств массовой коммуникации, моды, поп-культуры.
Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при обретении личностью интегрального социального статуса, т. е. социальной зрелости. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи, результатом которых является агрессивное поведение. Этим термином чаще всего обозначают различные виды отступления от норм морали и права.
- Содержание
- Заключение 85
- Введение
- Объект – социализация дошкольников. Предмет – детская агрессия.
- 1 Социализация дошкольника как предметная область социальной работы
- 1.1 Проблема социализации ребёнка в отечественной и западной науке
- 1.2 Социализация ребёнка в семье
- 1.3 Социализация в дошкольном учреждении
- 1.4 Значимость социализации
- 2 Характеристика агрессии и агрессивности в российских и зарубежных теориях
- 2.1 Понятие агрессии и агрессивности
- 2.2 Специфика проявления агрессивного поведения в дошкольном возрасте
- 2.3 Социальная адаптация агрессивных детей
- 2.4 Опыт российских и зарубежных социальных служб в работе с агрессивными детьми
- 3 Социализация и детская агрессивность в дошкольных учреждениях г.Зеи
- 3.1 Исследование процесса социализации и выраженности агрессивности среди детей старшего дошкольного возраста г.Зеи
- 3.2 Опыт практической работы мдоу №12 г.Зеи
- 3.3 Модель социализации агрессивных детей в дошкольных учреждениях
- Заключение
- Библиографический список: