29. Единство концептуального подхода к обучению и соответствующих педагогических техник как условие развивающего подхода в обучении
В течение длительного времени концепции развивающего обучения отечественных психологов и педагогов (В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, И.Я. Лернера и др.) только назывались в учебниках по педагогике. В последнее десятилетие ситуация изменилась: теоретики и практики отечественного образования все больше внимания уделяют проблемам развивающего обучения. Им посвящаются научные труды. Вопросы интеллектуального, нравственного и физического развития школьников сегодня становятся все актуальнее. Более того, одним из основных принципов реформирования российской школы провозглашен принцип развивающего образования. Термин "развивающее обучение" обязан своим происхождение В.В. Давыдову. Развивающий подход - обучение умению не только знать, но и думать, использовать знания, регулярно повышать свой интеллектуальный уровень.
Теория развивающего обучения берет начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др. Научное обоснование теории дано в трудах Л.С. Выготского. Свое дальнейшее развитие она получила в экспериментальных работа Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалогически взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признается ведущей движущей силой психического развития ребенка, становления у него всей совокупности качеств личности.
В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики.
В 1996 году Министерство образования России официально признало существование систем Л.В. Занкова и Д.Б Эльконина – В.В. Давыдова. Остальные развивающие технологии имеют статус авторских, альтернативных.
В начале 30-х годов ХХ века Л.С. Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как основную цель. Знания, согласно мнению Л.С. Выготского, являются не конечной целью, а всего лишь средством развития учащихся.
В рамках психологической теории деятельности А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным были разработаны и обоснованы основные идеи Л.С. Выготского. В результате пересмотра традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением на первый план было выдвинуто становление ребенка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.
Сам термин « развивающее обучение » появился благодаря В.В. Давыдову. Внедренный для обозначения ограниченного круга явлений, он довольно скоро вошел в массовую педагогическую практику.
В целом содержание, смысловое значение развивающего обучения можно раскрыть через психолого-педагогические категории.
1. Под развивающим обучением понимается активно – деятельностный способ обучения, сменяющий объяснительно - иллюстративный способ.
2. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития личности, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
Существуют разные точки зрения на соотношение обучения и развития. В отечественной психологии утверждается теория обучения, сформулированная А.В.Выготским в начале 30-х годов, где ведущая роль была признана за обучением. Введенное им понятие “зоны ближайшего развития” раскрывает это теоретическое положение: ребенок, обучаясь с помощью взрослого, начинает выполнять то, чего он до этого не мог делать самостоятельно, т.е. психическое развитие благодаря обучению делает шаг вперед. Те возможности и способности, которыми обладает ребенок к моменту обучения – это есть, по Л.С. Выготскому, “зона актуального развития”.
Следовательно, обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время само опирается на актуальное развитие. Поэтому обучение должно ориентироваться “на завтрашний день детского развития”.
Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития.
Концепции развивающего обучения:
- Концепция Л.В. Занкова направлена на раннее интенсифицированное общее психологическое развитие личности.
- Концепция З.И Калмыковой направлена на формирование продуктивного или творческого мышления.
- Концепция Е.Н. Кабановой направлена на формирование операций мышления, которые она называет приемами учебной работы.
- Концепция Г.А .Цукерман направлена на обучение учащихся навыкам учебного сотрудничества.
- Концепция В.В. Давыдова – Д.Б .Эльконина личностно-развивающего обучения направлена на развитие теоретического сознания и мышления.
- Концепция С.А .Смирнованаправлена на создание условий для максимального развития способностей ребенка в сочетании с интенсивным накоплением социального опыта и формированием у него внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах.
- Концепция И.С. Якиманской направлена на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения.
- Концепция Г.К.Селевко направлена на формирование доминанты самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на сомоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию.
- Концепция И.П. Волкова, Г.С. Альтшуллера, И.П. Иванова направлены на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и специфические особенности
В школах развивающего обучения детям не дают готовых знаний. Решая учебные задачи, они втягиваются не в упражнения, не в повторение, не в запоминание нового готового материала, а в размышление о том, чего сами пока не знают, переоткрывая то, что уже известно в культуре. Развивающее обучение (РО) имеет совершенно иные теоретические основания. В основе традиционных теорий учения лежат такие понятия, как ассоциация, наглядность, слово и упражнение. Основные же понятия РО - задача и действие.
В развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятельности.
Взаимодействие ребенка как субъекта с окружающей средой включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организация, реализация целей, анализ результатов деятельности.
Технологии развивающего обучения разделяются на группы:
- технологии, опирающиеся на познавательный интерес (Л.В. Занков, Д.Б Эльконин – В.В. Давыдов);
- на потребности самосовершенствования (Г.К. Селевко);
- на индивидуальный опыт личности (И.С. Якиманская);
- на творческие потребности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер);
- на социальные инстинкты (И.П. Иванов).
Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
Сравнение традиционного и развивающего (личностно-ориентированного) подходов к обучению .
- 21. Интерпретация базовых подходов к проблемному обучению
- 22. Психологические аспекты прогнозирования в обучении
- 23. Психологическая характеристика диагностической деятельности педагога
- 24. Психологические основы построения урока как основной формы учебно – воспитательного процесса
- 25. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке
- 26. Интерпретация проблемы мотивации учения в современной педагогической психологии
- 27. Психологические характеристики субъект – субъектной парадигмы в образовании
- 28. Информационная, познавательная, кибернетическая, коммуникативная модели обучения и анализ их развивающих возможностей
- 29. Единство концептуального подхода к обучению и соответствующих педагогических техник как условие развивающего подхода в обучении