logo
Voprosy_20-29

24. Психологические основы построения урока как основной формы учебно – воспитательного процесса

Урок - форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.

В такой форме обычно проходят занятия в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (школах, лицеях, гимназиях, колледжах и т. п.)

К основным типам уроков относят: комбинированный урок; урок изложения нового материала; урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков; урок самостоятельной работы; урок повторения, обобщения и систематизации изучаемого материала; урок проверки и оценки знаний, умений и навыков; интегрированный урок и т. д.

Основные звенья (этапы) современного  урока 

1) организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней ( психологической ) готовностью учащихся к  уроку ;

2) проверка домашнего задания;

3) проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;

4) постановка цели занятия перед учащимися;

5) организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний;

6) первичная проверка понимания;

7) организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении.

Психологические  требования к  уроку:

 Психологическая  цель  урока :

1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока ;

2) учет в целевой установке  урока   психологической  задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3) предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль  урока :

1) определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения: соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление; определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся; планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска; выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает); учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся; соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);

2) особенности самоорганизации учителя: подготовленность к  уроку  и главное – осознание  психологической  цели и внутренняя готовность к ее осуществлению; рабочее самочувствие в начале  урока  и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической  целью  урока , энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на  уроке , педагогическая находчивость и др.); педагогический такт (случаи проявления);  психологический  климат на  уроке  (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся:

1) определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся: планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления; использование установок в форме убеждения, внушения; планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся; использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний иумений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения поповторению);

2) организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений: определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», формулирования выводов); опора на  психологические  закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся; планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на  уроке , создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся); руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать; использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3) закрепление результатов работы: формирование навыков путем упражнений; обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

1) отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития; 2) возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

1) планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся; 2) проведение урока с учетом сильных и слабых учеников; 3) дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

Анализ  психологического  аспекта урока предусматривает изучение и оценку того, какой степени содержание обучения и дидактические приемы обеспечивают развитие  учащихся , целостность и эффективность процесса познания, активизацию учебно-познавательной  деятельности   учащихся .

Анализ  психологического  аспекта урока представляет собой синтез анализа его основных компонентов, которые выступят в качестве объекта преимущественного наблюдения, - это развитие высших психических процессов  учащихся  в обучении;  психологические  основы учебно-познавательной  деятельности   учащихся  на уроке; биологический фундамент личности; общения  субъектов  учебно-воспитательного процесса (учитель, ученик).