logo
шпоры пед

30. Назначения и функции методов обучения и воспитания. Метод прием, и средства обучения и воспитания.

В педагогике до настоящего времени нет единой трактовки  понятий «метод», «средство» воспитания. Исходя из философской трактовки метода как способа достижения какой-либо цели, под методами воспитания понимаются пути и способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитуемого, направленные на достижение цели. Прием воспитания – это часть метода, подчиненная ему и входящая в его структуру. Средства воспитания – относительно независимые источники формирования личности. К ним относят виды деятельности (трудовую, игровую и т.д.), предметы, вещи, произведения и явления материальной и духовной культуры и др. В ряду этих понятий обобщающим является понятие «метод», оно включает в себя приемы и средства. Любой метод реализуется всегда как совокупность приемов и средств воспитания.  Например, метод – беседа, прием – создание эмоционального настроя с помощью музыки, средства – слово учителя, магнитофон.

Выбор методов воспитания всегда причинно обусловлен, он зависит от целей и задач воспитания; содержания воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня сформированности коллектива учащихся, условий воспитания, уровня педагогической квалификации воспитателя и др.