35. Методы контроля за эффективностью обучения:
Большое место в процессе исследований занимает педагогическое наблюдение - метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных. Оно носит созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают, и отличается от бытового наблюдения конкретностью объекта наблюдения, наличием специальных приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов.
Беседа - широко распространенный в педагогической психологии эмпирический метод получения сведений (информации) об ученике в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Это специфичный для педагогической психологии метод исследования поведения учащегося. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют его в своих исследованиях. Достаточно назвать Пиаже и представителей его школы, гуманистических психологов, основоположников и последователей "глубинной" психологии и т.д.
В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения учащихся, учителей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Исследователи всех времен в беседах получали такую информацию, какую никакими другими способами получить невозможно.
Психолого-педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир субъектов учебного процесса, выявить причины тех или иных поступков. Информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их отношении к интересующим исследователя проблемам также получают с помощью бесед. Но беседы - очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаще всего как дополнительный - для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов.
Опрос (6) – уникальное и необходимое явление педагогической практики в отношениях «учитель – ученик». Для чего учителю осуществлять опрос? По формальному признаку опрос производится для проверки правильности выполнения домашнего задания. Ученик при опросе выполняет деятельность по предъявлению выполненного им задания (7), без которой опрос не состоится. Педагогический смысл опроса в том, чтобы получить объективные данные о степени владения ученика учебным материалом. Без таких данных невозможно установить уровень подготовленности ученика относительно конкретного учебного материала и поэтому нельзя принять правильное решение: переходить ли к новой теме или довести владение предыдущим материалом до должного уровня, т. е. организовывать обучение или организовать учение. В этом смысле опрос объективно необходим.
Таким образом, опрос – исторически проверенное средство для установления подготовленности ученика, и учитель в отношениях «один учитель – один ученик» не испытывает нужды в каком-то другом средстве. А сложившаяся форма учебной деятельности с системой отношений «учитель – ученик» является жизнеспособной, вполне самодостаточной и не испытывает потребности в каких-то иных видах учебной деятельности.
- 22. Процесс обучения как двусторонний
- 23, Структура процесса обучения. Функциональные компоненты обучения
- 24. Системы и виды обучения
- 26. Диагностика обучения. Проверка и оценка знаний учащихся. Функции виды и методы контроля
- 27 Воспитательная функция оценки. Отметка. Безотметочное обучение. Неуспевающие учащиеся. Причины неуспеваемости.
- Основные причины неуспеваемости школьников:
- 28. Умственное воспитание, нравтвенное, трудовое, эстетическое, физическое, экономическое , правовое.
- 29. Единство и взаимосвязь всех сторон воспитания в формировании целосности личности
- 30. Назначения и функции методов обучения и воспитания. Метод прием, и средства обучения и воспитания.
- 31, Подходы к классификации методов воспитания и обучения
- 33. Методы стимулирования деятельности и поведения обучаемых: познавательные игры, учебные дисскусии, эмоциональное воздействие, соревнование, поощрение, метод естественных последствий
- 34. Методы контроля в обучении
- 35. Методы контроля за эффективностью обучения:
- 36. Методы самовоспитания и самообразования:
- 37, Сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности учащихся.
- 38, Формы организации воспитательного процесса.
- 39. Технология воспитательного дела
- 41. Проблема личности учителя с педагогике. Учитель в современном обществе.
- 42. Пути повышения профессиональной компитентности