38, Формы организации воспитательного процесса.
Традиционно в педагогике понятие формы воспитания и формы организации воспитательного процесса отождествляются и определяются как варианты организации конкретного воспитательного процесса; композиционное построение воспитательного мероприятия.
Если исходить из сущностной характеристики воспитания как саморазвития, самостановления, самореализации человека, то вряд ли такое отождествление будет разумным. По всей вероятности, формами воспитания будут выступать формы естественного бытия человека, формы самой жизни. Например, Отто Больнов причислял к таким формам кризис, встречу, пробуждение и др. Действительно, момент самовыбора не заложен в мероприятии, он осуществляется в формах бытия. Но есть люди, для которых мероприятия являются в определенной степени формой их совместного бытия, они стремятся к активному участию в них, это является для них формой жизни. Из этого следует, что воспитателю необходимо учитывать отношение детей к организуемым делам, которые, в свою очередь, проводятся с учетом потребностей и интересов детей.
Несколько иной взгляд на форму воспитания выражает И.П. Иванов, он определяет три формы воспитания, в основе которых формы отношений.
К первой группе относятся формы отношений творческого обучения – творческие занятия всех видов, личные и коллективные поручения учебного характера и т.п.
Ко второй группе относятся формы отношений творческого содружества – коллективные творческие дела, творческие игры, личные и коллективные поручения жизненно практического характера, творческие праздники и т.д.
К третье группе относятся синтетические формы этих отношений – повседневное творческое общение, творческие встречи разных видов.
В практической деятельности, помимо форм организации воспитательного процесса широко распространено понятие формы воспитательной работы, воспитательной деятельности, которые предполагают определенный порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса. На наш взгляд, формы воспитательной работы выступают инструментом педагогической деятельности и ориентируют педагога на формотворчество, которое в некоторой степени предполагает отрыв от целей и содержания воспитания. Эти явления известны в школьной практике воспитания, в одно время занятой поисками новых нестандартных форм воспитательной работы, которые подчас не имели воспитательной ценности.
Поэтому говоря о воспитании как специально организованном воспитательном процессе целесообразнее говорить о формах организации этого процесса, которые предполагают совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитания, а также порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса направленных на достижение целей воспитания. Форма организации воспитательного процесса обеспечивает реализацию целей, содержания, методов и средство воспитания детей. В ней реализуются закономерности и принципы воспитания.
В педагогической теории и практике создано огромное количество форм организации воспитательного процесса, попытка их перечисления бессмысленна и нецелесообразна.
В последнее время большинство педагогов ссылаются на классификацию Е.В. Титовой, которая считает, что все формы воспитательной работы следует разделить на 3 группы мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.
Мероприятия – это события, занятия, ситуация в коллективе, организуемое педагогами или воспитанниками с целью непосредственного воспитательного влияния на них.
Характерными признаками этой формы является созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. К ним относятся: беседы, лекции, дисциплины, диспуты, дискуссии, экскурсии и т.д.
Дела – это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.
Характерные признаки этой формы: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания, самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. К ним относятся творческие дела или просто организованная, продуктивная общая работа: концерт, посадка деревьев и т.д.
Игры – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.
Игры не несут в себе ярко выраженной общественно полезной направленности, но они способствуют развитию и воспитанию их участников.
К ним относятся: деловые игры, сюжетно-ролевые, спортивные, познавательные и др.
Но наряду с этим мнением в педагогической литературе высказывается и другое, суть его в том, что понятие «мероприятие» предполагает известную фрагментарность, разобщенность педагогических влияний, не соответствует комплексному подходу к воспитанию.
Процесс воспитания, состоящий из набора мероприятий, кампаний, не может быть успешным. Появилось выражение «педагогика мероприятий».В связи с этим многие педагоги предпочитают говорить о воспитательном деле (ВД) как форме организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Главные отличительные признаки ВД – необходимость, целесообразность, полезность, осуществимость.
Воспитательные дела имеют коллективный и творческий характер и называются коллективными воспитательными делами (КВД) или коллективными творческими делами (КТД).
В основе воспитательных дел два подхода – деятельностный и комплексный. Первый предполагает организацию различных видов деятельности школьников: познавательный, трудовой, нравственный, ценностно-ориентировочный и свободного общения.
Второй подход содержит в себе органичное «слияние» всех видов деятельности, их влияние в едином процессе. Деятельностный подход указывает направленность воспитания, а комплексный определяет характер его содержания.
Такой подход к формам организации, воспитательного процесса предполагает, что основной формой организации воспитательного процесса выступает воспитательного дела и есть смысл говорить о видах воспитательных дел, выделяя их существенные признаки.
Такими признаками могут быть протяженность во времени, количество участников, открытость ВД, результативность ВД.
По времени подготовки и проведения могут быть экспромтные и длительно готовящиеся воспитательные дела.
.
Воспитательные дела с предварительной подготовкой полнее реализуют развивающую и воспитательную функцию, причем именно подготовка дела более значима для всех его участников.
По количеству участников воспитательные дела могут быть групповые (воспитатель-группа детей), массовые (воспитатель-несколько групп).
- 22. Процесс обучения как двусторонний
- 23, Структура процесса обучения. Функциональные компоненты обучения
- 24. Системы и виды обучения
- 26. Диагностика обучения. Проверка и оценка знаний учащихся. Функции виды и методы контроля
- 27 Воспитательная функция оценки. Отметка. Безотметочное обучение. Неуспевающие учащиеся. Причины неуспеваемости.
- Основные причины неуспеваемости школьников:
- 28. Умственное воспитание, нравтвенное, трудовое, эстетическое, физическое, экономическое , правовое.
- 29. Единство и взаимосвязь всех сторон воспитания в формировании целосности личности
- 30. Назначения и функции методов обучения и воспитания. Метод прием, и средства обучения и воспитания.
- 31, Подходы к классификации методов воспитания и обучения
- 33. Методы стимулирования деятельности и поведения обучаемых: познавательные игры, учебные дисскусии, эмоциональное воздействие, соревнование, поощрение, метод естественных последствий
- 34. Методы контроля в обучении
- 35. Методы контроля за эффективностью обучения:
- 36. Методы самовоспитания и самообразования:
- 37, Сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности учащихся.
- 38, Формы организации воспитательного процесса.
- 39. Технология воспитательного дела
- 41. Проблема личности учителя с педагогике. Учитель в современном обществе.
- 42. Пути повышения профессиональной компитентности