logo
семінарське заняття №3

Болонский процесс и украина

В последние десятилетия процессы глобализации охватывают все больше сфер жизни, в том числе и сферу образования. Одним из таких процессов является интеграция Украины в общее Европейское образовательное пространство. Следует отметить, что Болонской декларацией предусматривается: повышение конкурентоспособности европейской системы высшего образования на мировом рынке образовательных услуг путем использования прозрачных и сопоставимых ступеней, принятие многоуровневой системы образования и внедрение системы кредитов (перезачетных и аккумуляционных).

Проблемой внедрения Болонского процесса занимались такие авторы: Касевич В.Б., Байденко В.И., Корсак К., Поляков Н.В., Фирсов А.Д.,  и другие.

Целью статьи является изучение и систематизация проблем, возникающих в высшем образовании Украины в связи с подписанием Болонской декларации.

Прежде всего, необходимо отметить, что Болонский процесс представляет собой процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Однако существует ряд проблем, с которыми столкнулось высшее образование Украины в процессе Болонских реформ.

Это ломка традиций, одним из аспектов которого является фундаментальность образования. Предполагается, что сокращение срока обучения, с введением степени  бакалавра, не позволит дать фундаментального украинского образования. Это, как нам кажется, не совсем верно, так как  качество образования прежде всего зависит от глубины усвоения образовательного стандарта и выполнения учебного плана, а не от того сколько времени отводится на его освоение.

Однако существует невостребованность на рынке груда бакалавров. Работодатели зачастую не воспринимают такую квалификацию, и выпускнику приходиться работать там, где его диплом признается, либо доучиваться до специалиста или магистра. Для того, чтобы документ о высшем образовании признавался в Европе в приложении к диплому необходимо наиболее полное разъяснение уровня подготовки его обладателя.

Также существует проблема использования системы кредитов учета объема учебной нагрузки студентов и преподавателей, предусмотренной задачами Болонского процесса. Сейчас трудоемкость освоения каждой дисциплины указывается в академических часах, но предполагается перевод временных интервалов в условные единицы - «кредиты». Каждый год обучения в очном режиме (около 40 недель, включая время сессий, не менее чем по 40 астрономических часов каждая) составляет 60 зачетных единиц («кредитов»). За каждой такой единицей стоит определенное количество освоенных понятий, навыков и пр. То есть в учебном плане для студентов часы заменяются кредитами по установленному соотношению.

Следует отметить, что расчет нагрузки преподавателей при кредитной системе происходит несколько иначе, чем у студентов. Необходимо введение модифицированной схемы расчета педагогической нагрузки преподавателей и штатов профессорско-преподавательского состава. Объемы в рабочем плане преподавателей аудиторной и внеаудиторной нагрузки не могут быть равными.

Одной из видимых перспектив является смена «линейной» (последовательной) системы обучения, которая практикуется в украинских вузах, «асинхронной», что приведет к трансформации организации учебного процесса и структуры учебных подразделений вузов. Создание института консультантов по академическим проблемам (тьюторов), осуществляющих помощь студентам в персональном решении вопросов стратегии и тактики формирования своего индивидуального образовательного плана является одной из проблем.

Важной проблемой является обеспечение и контроль качества, как на уровне страны, так и каждого вуза. В каждом учебном заведении в этом процессе должны участвовать все субъекты образовательного процесса, в том числе и работодатели.

Для обеспечения хода реализации Болонского процесса в системе украинского высшего образования, на наш взгляд, необходимо проведение следующих первоочередных мероприятий:

•·        учесть европейскую практику организации аккредитации и контроля качества образования;

•·        поддерживать и развивать европейские стандарты качества;

•·        ввести современные подходы интеграции высшего образования и науки в процессе подготовки магистров и аспирантов;

•·        создание системы мониторинга и механизмов наблюдения за состоянием и изменениями, происходящими в высших учебных заведениях Европы. Формирование инструмента прогнозирования реформирования европейской высшей школы

В качестве вывода можно отметить, что в странах Европы существует большое многообразие систем передачи знаний и попытки унифицировать эти системы можно приветствовать. Однако при их внедрении обязательно следует учитывать национальные и исторические особенности народов. С одной стороны, украинской образовательной системе, безусловно, нельзя отставать от мировых процессов, но с другой - нам следует критически относиться к образовательным инновациям, пропуская через своеобразный «фильтр» все нововведения.

Литература:

•1.     Лига новости. - [Электр. ресурс]. - режим доступа http://smi.liga.net/articles/IT097149.html

•2.     Корсак К.В., И. А. Ластовченко. Высшее образование и Болонский процесс: Учебное пособие. - К.: МАУП, 2007. - 352 с.