Заключение (Взгляд в будущее)
В каком направлении будет осуществляться совершенствование и модернизация концепции урока в современной школе?
Если мысленно перенестись в недалекое будущее, чтобы сделать предварительный (частичный) прогноз, то можно предположить, что концепция урока (его методика и технология) неизменно будет получать свое дальнейшее развитие, при этом именно в тех аспектах, которые будут определяться развитием общества, с одной стороны, а с другой, – развитием перспективных направлений в педагогической науке и достижений в теории и практике обучения русскому языку.
Урок будет нацелен на реализацию все возрастающих требований к выпускнику школы и к процессу обучения в целом, девиз которого состоит в том, что творческая личность формируется прежде всего на творческом уроке, в творческой атмосфере.
Дальнейшее развитие урока (как и методики обучения русскому языку в целом) будет зависеть от того, насколько удастся обогатить и расширить возможности для развития познавательных и творческих способностей учащихся средствами изучаемого предмета на основе адекватных этой цели средств и методов обучения.
Среди них по-прежнему особое место займут:
– крупноблочная подача учебного материала, в том числе и ориентированная на обобщенное (одновременное и опережающее) изучение взаимосвязанных тем, что потребует создания нового поколения учебников и учебных пособий, с одной стороны, а с другой, – повышения ответственности ученика за самоорганизацию изучения предмета как на уроке, так и дома;
– более широкое применение компьютерной техники;
– обращение к личности ученика, к проблемам гуманизации и демократизации обучения;
– отказ от командного, авторитарного стиля работы учителя с учащимися, повышение культуры общения на всех уровнях;
– системный подход к построению обучения предмету, исходной клеточкой которого является не один урок, а тема, включающая несколько уроков;
– острая направленность на главное, наиболее существенное в изучаемом материале;
– установка на усвоение системных знаний и обобщенных способов деятельности;
– применение и совершенствование средств наглядности и моделирования;
– усиление обобщающей функции структурных элементов урока;
– структурирование и систематизация учебного материала не только учителем, но и самими учащимися;
– индивидуализация и дифференциация обучения, обеспечивающие оптимальное развитие каждого ученика;
– ориентация на вариативность средств, методов и форм обучения;
– направленность на экономию времени на уроке, привлечение к этой работе учащихся, технических средств обучения;
– многоуровневый подход к преподаванию учебных предметов с ориентацией на большую целенаправленность обучения;
– усиление психосберегающих аспектов в системе новых и традиционных технологий обучения, создание на уроке благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта и ситуации успеха для каждого ученика как личности, как субъекта процесса обучения.
1 Давать подробную характеристику типологии уроков в дидактике (в разные периоды ее развития) в данном методическом пособии мы не считаем возможным.
2 См.: Махмутов М. И. Современный урок. – М., 1985. – С. 36.
3 Методика проведения таких уроков подробно описана во II (практической) части данного пособия.
4 Нецелесообразно писать так: III скл., П. пад., – ок. и. Это громоздкая и невыпуклая запись. Слова: склонение, падеж и окончание подразумеваются учеником и без их обозначения, на это указывает уже сама по себе грамматическая категория существительного.
5 Значок → употребляется вместо слова следовательно. В данном случае стрелки направляются не к орфограмме, а к дифференцирующему признаку, который влияет на ее написание. Вопросы (как? каком у?) делают описание более полным.
6 Искомая орфограмма во всех случаях подчеркивается одной черточкой.
7 В данном случае может быть и другой порядок анализа слова (об этом будет сказано ниже).
8 «Частично» потому, что правила не указывают на такие операции, как: вычленить корень, уяснить его значение.
9 Ладыженская Т. А., Баранов М.Т., Григорян Л. Т. и др. Русский язык: Учебное пособие для 5 класса. – М., 1970.
10 Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений. – М., 1999.
11 Если же задачи того или иного типа не имеют единого метода решения, то они называются неалгоритмическими задачами, что является свидетельством качественного многообразия материала.
12 Процесс обучения в советской школе. – М., 19б0. – С. 22.
13 Повышение успеваемости учащихся начальной школы. – М., 1955. – С. 52.
14 Инструкция «дерево» характерна тем, что ответ на каждый поставленный вопрос дается в форме «да» или «нет», после чего либо дается окончательный вывод, либо ставится следующий вопрос на дальнейшее выяснение необходимых признаков грамматического явления.
15 Связь по принципу: (а + в) = (в + а).
16 Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. – Собр. соч. Т. 2. – М.; Л., 1950. – С. 258.
17 Там же. – С. 330–332.
18 Там же. – С. 455.
19 См.: Самарин Ю. А. Очерки психологии ума. – М., 1962.
20 Учительская газета. 1963. – 3 августа.
21 Здесь под понятием «обобщенные знания» подразумеваются (в широком смысле) и обобщенные способы деятельности.
22 Рождественский Н. С. Обучение орфографии в начальной школе. – М., 1960. – С. 3.
23 В пособии даются различные формы представления сценариев (конспектов) уроков.
24 См.: Бадмаев Б. Ц., Xозиев Б. И. Методика ускоренного обучения русскому языку. – М., 2001. – С. 84.
25 См.: Б а д м а е в Б. Ц., X о з и е в Б. И. Методика ускоренного обучения русскому языку. – М. 2001. – С. 77.
26 В данном варианте мы отсекаем (для удобства обобщения) родительный падеж первого склонения (1-я группа) и отрабатываем отдельно, имея в виду то обстоятельство, что буквы и(ы) определяются в нем мягкостью-твердостью основы и что главное здесь – предупредить его смешение с дательным падежом. Именно такой вариант неизменно дает гораздо лучшие результаты: упрощается работа с построением модельных обобщений, снижается неоправданная нагрузка на оперативную память и т. д.
27 В процессе графического обоснования орфограмм для удобства использовались стрелки (->) как знак «следовательно» (вместо слова «то»).
28 При использовании сокращенных моделей алгоритмов мотивировка орфограмм осуществляется, как правило, после записи соответствующих слов.
29 Здесь дается краткое описание отдельных фрагментов урока.
- Евгения Григорьевна Шатова Урок русского языка в современной школе от автора
- Введение
- Глава II Развитие теории и практики урока русского языка в современной школе § 1. О развитии дидактических принципов, ориентированных на методику личностно развивающего урока
- § 2. Активизация методов обучения на современном уроке русского языка
- § 3. Графические средства обучения и их развивающие возможности
- Глава III Структурные элементы современного урока русского языка и их развивающий потенциал § 1. Объяснение нового материала как структурный элемент урока
- § 2. Закрепление и применение знаний с использованием алгоритмов как структурный элемент урока
- Глава IV Уроки обобщенного изучения взаимосвязанных тем и их специфические особенности § 1. Виды уроков обобщенного изучения сходного материала
- § 2. Методические принципы построения уроков обобщенного изучения нового материала
- § 3. Технология структурирования и логической обработки учебного материала по русскому языку
- Глава V Основные виды упражнений и методика их проведения на разных этапах урока § 1. Общие подходы и принципы построения системы упражнений
- § 2. Прием рассуждения (комментирования) в процессе письма, его роль и место среди других упражнений в структуре урока
- § 3. Альтернативные упражнения как средство закрепления знаний и формирования дифференцированных умений и навыков
- § 4. Упражнения с обратной связью
- § 5. Учебно-познавательные задачи
- Раздел II Сценарии уроков Морфология. Самостоятельные и служебные части речи
- Тема: самостоятельные и служебные части речи (3 часа) урок 1
- Гласные о—ё(е) после шипящих урок 1
- Буквы н и нн в различных частях речи урок 1
- Заключение (Взгляд в будущее)