Евгения Григорьевна Шатова Урок русского языка в современной школе от автора
Учебно-методическое пособие для студентов филологических факультетов педвузов «Урок русского языка в современной школе: типы, структура, методика» является составной частью основного курса «Методика преподавания русского языка». При этом тема «Урок русского языка» была и остается одной из главных частей вузовской методики как одного из основных учебных предметов на филфаке.
В пособии кратко излагаются и некоторые другие очень важные вопросы, тесно связанные с проблемой современного урока как основной (но не единственной) формы обучения в школе: автор стремился более широко отразить не только новые реалии образовательной системы, но и произошедшие в педагогических технологиях изменения, которые в большей мере направлены на усиление аспектов системно-деятельностного, проблемно-развивающего и личностно ориентированного подходов к процессу обучения.
В книге показано, как это отразилось во взглядах на типологию уроков, на содержание и функции структурных принципов, методов и форм обучения и как это отражается на методике урока русского языка в современной школе.
Автор исходил из того, что только комплексный подход к описанию педагогических явлений способен обеспечить как структурно-содержательное, так и дидактико-методическое единство в рассмотрении теории и практики урока русского языка с учетом новых достижений в педагогической науке, с одной стороны, а с другой – представить методику урока русского языка как целостную систему, все элементы которой отражают основные положения современной педагогической науки.
В учебно-методическом пособии много практического материала, который конкретизирует основные теоретические положения и разные подходы к построению уроков; в нем показываются способы внедрения в урок различных нововведений, отражены особенности функционирования отдельных структурных элементов урока и др. Кроме того, в практической части пособия представлено описание методики проведения уроков по наиболее трудным темам курса русского языка. Многие из названных проблем современного урока поставлены впервые и были апробированы в течение ряда лет в массовой практике обучения русскому языку в школе.
Следует особо подчеркнуть, что данное пособие ориентировано не только на реализацию стандартов нового поколения, но и на углубление и расширение информационного поля студента – будущего учителя современной школы.
В пособие включен материал, отражающий новые идеи и сведения, актуальные для усиления фундаментальности профессиональной подготовки будущего учителя-филолога, и еще не нашедший места в других подобных пособиях.
- Евгения Григорьевна Шатова Урок русского языка в современной школе от автора
- Введение
- Глава II Развитие теории и практики урока русского языка в современной школе § 1. О развитии дидактических принципов, ориентированных на методику личностно развивающего урока
- § 2. Активизация методов обучения на современном уроке русского языка
- § 3. Графические средства обучения и их развивающие возможности
- Глава III Структурные элементы современного урока русского языка и их развивающий потенциал § 1. Объяснение нового материала как структурный элемент урока
- § 2. Закрепление и применение знаний с использованием алгоритмов как структурный элемент урока
- Глава IV Уроки обобщенного изучения взаимосвязанных тем и их специфические особенности § 1. Виды уроков обобщенного изучения сходного материала
- § 2. Методические принципы построения уроков обобщенного изучения нового материала
- § 3. Технология структурирования и логической обработки учебного материала по русскому языку
- Глава V Основные виды упражнений и методика их проведения на разных этапах урока § 1. Общие подходы и принципы построения системы упражнений
- § 2. Прием рассуждения (комментирования) в процессе письма, его роль и место среди других упражнений в структуре урока
- § 3. Альтернативные упражнения как средство закрепления знаний и формирования дифференцированных умений и навыков
- § 4. Упражнения с обратной связью
- § 5. Учебно-познавательные задачи
- Раздел II Сценарии уроков Морфология. Самостоятельные и служебные части речи
- Тема: самостоятельные и служебные части речи (3 часа) урок 1
- Гласные о—ё(е) после шипящих урок 1
- Буквы н и нн в различных частях речи урок 1
- Заключение (Взгляд в будущее)