logo
Psihologia

85) Особенности психологического развития детей младшего школьного возраста

Знание психологических особенностей детей младшего школьного возраста является одной из актуальнейших проблем современности. Ведь не даром младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребёнок ещё сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него становиться значимой деятельностью, т. к. от характера и результативности учебной деятельности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Развитие мотивации учения закрепляет дифференциацию линий онтогенеза жизненного мира. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребёнка, его самоутверждении и самопринятии. Если чувство компетенции в учебной деятельности не формируется, у ребёнка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности; могут развиться компенсаторные самооценка и мотивация.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становиться мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

Завешается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно – образного к словесно – логическому мышлению. У ребёнка появляются логически верные рассуждения: он использует операции. Однако это ещё не формально – логические операции, рассуждать в гипотетическом плане младший школьник ещё не может. Операции, характерные для данного возраста, Ж. Пиаже назвал конкретными, поскольку они могут применяться только на конкретном, наглядном материале.

В процессе обучения у младших школьников формируются научные понятия.

Ребёнок действительно становиться школьником тогда, когда приобретает соответствующую внутреннюю позицию. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становиться ведущей

К моменту поступления детей в школу существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического развития. Эти различия проявляются прежде всего в том, что дети различаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию. Они могут по-разному реагировать на одни и те же инструкции и психологические ситуации.