81) Основные проблемы готовности дошкольника к школьному обучению
Но рано или поздно наступает момент, когда персонажи и роли, игрушки и воображаемые ситуации уже не могут полностью удовлетворить потребность 6-7-летнего ребенка в познании окружающего мира. У ребенка возникает новая потребность узнать неявную, скрытую причину явлений и событий, научиться предвидеть и планировать результаты своих поступков. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, нового уровня отношений. Именно на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста возникает способность и потребность выполнять социальную роль. Такой желанной для ребенка ролью становится статус ученика. Учение олицетворяет для ребенка новый, взрослый образ жизни. В то же время стремление стать школьником далеко не всегда связано с желанием и умением учиться. Школа привлекает многих детей, прежде всего, внешними атрибутами - портфель, тетрадки, перемены, отметки. В таком случае школа остается игрой, игрой во взрослость.
У детей может возникнуть негативизм, отрицательное отношение к своему еще вчерашнему прошлому. Мальчишки и девчонки с иронией относятся к тому, что совсем недавно они были маленькими и беспомощными. Это отношение распространяется на одежду, которую они носили, на старые игрушки и книжки. Дети смеются над тем, что занятия с пирамидками и кубиками, куклами и машинками доставляли им явное удовольствие. Игрушки, которые два-три года назад вызывали восторг и восхищение, теперь вызывают у них лишь скептическое удивление. Средством преодоления кризиса семи лет может стать создание условий для начала освоения ребенком первых теоретических знаний: азбуки, письма и счета. В период кризиса формируется и готовность к школьному обучению.
Интеллектуальная пассивность детей, их нежелание думать, решать задачи, прямо не связанные с игровой или житейской ситуацией, могут стать существенным тормозом в учебной деятельности.
В этом возрасте расширяется жизненное пространство ребенка. В общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными или бытовыми событиями. Дети начинают интересоваться политикой, жизнью в других странах, происхождением планет и природных явлений. Это примеры расширения сферы интересов ребенка.
Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, желание быть успешным возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и осмысления своих переживаний.
82) Характеристика младшего школьника
От 7 до 10 лет у ребенка начинается новая деятельность — учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на его психологический облик и поведение. Ребенок не просто овладевает определенным кругом знаний. Он учится учиться. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память. Теперь его положение в обществе — положение человека, который занят важной и оцениваемой обществом работой. Это влечет за собой перемены в отношениях с другими людьми, в оценивании себя и других. Ребенок осваивает новые правила поведения, которые являются общественно направленными по своему содержанию. Выполняя правила, ученик выражает свое отношение к классу, учителю. Не случайно первоклассники, особенно в первые дни и недели пребывания в школе, чрезвычайно старательны в выполнении этих правил.
83) Мотивы учения младших школьников
В школе ребенок впервые встречается с новым для себя способом взаимодействия со взрослым человеком.. Учитель является не временным “заместителем родителей”, а представителем общества, имеющим определенный статус, и ребенку приходится осваивать систему деловых отношений. С поступлением в школу появляется необходимость постигать не только назначение предметов и явлений, но и их суть. От собственного представления об объекте он переходит к научному представлению о нем.
- Свойства внимания
- Развитие внимания
- Можно выделить два основных вида рассеянности.
- 51 Этапы формирования умственных действий по Гальперину
- Кратенько для шпоры
- 60. Общая характеристика учебной мотивации.
- 61. Мотивация в учебной деятельности.
- 62. Психолого-педагогические особенности использования средств и методов воспитания личности школьника.
- 63. Основные социальные институты воспитания.
- 64. Психологические теории воспитания.
- 65. Проблемы устойчивости личности в педагогической психологии.
- 66. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
- 67. Подходы к изучению развития личности.
- 68. Возрастная периодизация жизненного цикла человека.
- 69. Представления о психологии младенца.
- 75. Сюжетно-ролевая игра дошкольника.
- 76. Характеристика дошкольного возраста.
- 77. Познавательное развитие дошкольника.
- 78. Характеристика детского воображения.
- 79) Общение дошкольников со сверстниками
- 80) Кризис шести лет
- 81) Основные проблемы готовности дошкольника к школьному обучению
- 84) Особенности общения со сверстниками и взрослыми
- 85) Особенности психологического развития детей младшего школьного возраста
- 86) Характеристика подросткового возраста
- 87-88) Личностные и психичесике изменения в подростковом возрасте
- 89) Кризис подросткового возраста