32. Социальный приют
Указ Президента РФ от 01.06.1991 г. "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е гг." стал юридическим актом создания в стране социальных приютов, гостиниц для детей и подростков, медико-педагогических школ.
В Указе от 06.09.1993 г. "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав" приюты рассматриваются как основа профилактики детской безнадзорности.
Приказом министра социальной защиты населения РФ (06.06.1994 г.) утверждалось положение "О специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации", определялись порядок организации социальных приютов, штатное расписание, структура и основные направления деятельности.
Существующие сейчас социальные приюты работают по Типовому положению и предназначены для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков 3-18 лет.
Социальные приюты - это образовательно-воспитательные учреждения, где детям и подросткам оказывается помощь по разрешению их жизненных проблем. Их функции - обеспечить безопасность ребенка, защитить его от жестокости и внешних угроз, снять остроту психического напряжения в отношениях с семьей, с педагогами, сверстниками. Работа приюта направлена на коррекцию и реабилитацию детей.
Особенность приютов состоит в том, что это учреждение временного пребывания. Поскольку программа реабилитации индивидуальна для каждого ребенка, сроки пребывания в приюте также индивидуальны. Ребенок сам может попросить убежище в приюте до решения его дальнейшей судьбы.
Контингент приюта составляют дошкольники и младшие школьники (90%), проживание которых в семье стало невозможным, например, из-за алкоголизма родителей, постоянных побоев, отсутствия элементарных условий для жизни. Одна из причин помещения детей в приют - сексуальное насилие (11%), насилие как над маленькими детьми (1,5-5 лет), так и над девочками 13-15 лет1. 9% детей помещаются в приют из-за болезни матери, отсутствия родственников, способных заботиться о них, смерти родителей, на время оформления опеки.
Детей в приют направляют сотрудники милиции (59%), социальные педагоги (26%), родственники (10%) и очень редко (6%) дети приходят в приют сами, это подростки, которые вынуждены уйти из семьи.
Очень часто администрация приюта сталкивается с проблемой дальнейшего устройства детей, так как многих уже нельзя вернуть в семью, поскольку родители лишены родительских прав (35%), дети - круглые сироты (14%), родители - инвалиды (19%) или психически больные.
Обследование детей приюта дает достаточно тяжелую картину: 80% имеют психоневрологическую патологию, 42% - задержку психоречевого развития, преобладают заболевания органов дыхания. Только 2,2% детей здоровы.
Поскольку время пребывания детей в приюте ограничено, перед социальным педагогом стоит сложная задача за короткий срок погасить кризисное состояние ребенка, конфликт с семьей, приобщить ребенка к учебе, вовлечь в труд, организовать лечение, определить его будущее. Вот почему здесь особенно важно расположить ребенка к себе, создать атмосферу участия, тепла и заботы.
Если малыши с трудом забывают о семье, подросток о семье не скучает, старается реализовать себя, утвердиться среди ребят. Социальный педагог должен проявить понимание, доброжелательно убедить подростка в необходимости изменить свою жизнь. Он должен уметь оказать первую медицинскую, психологическую и юридическую помощь.
Подростки, поступившие в приют, отличаются крайней психической неуравновешенностью. Часто после первой недели "бегунки" оставляют приют, чтобы продолжать свои скитания. Социальному педагогу необходимо владеть определенными психологическими приемами, чтобы убедить подростка остаться в приюте, поверить новым взрослым.
Перед социальным педагогом стоит одновременно ряд задач: создать для ребенка домашнюю обстановку в приюте, установить взаимодоверие с ним, научить соблюдать нормы общежития, направить на путь самоанализа, самовоспитания. В осуществлении реабилитации подростка педагогу помогают прочие работники приюта: врач, психолог, юрист, хозяйственник.
У каждого ребенка своя судьба, свои проблемы, поэтому изучение каждого ребенка является главным при его поступлении в приют. При изучении ребенка социальный педагог собирает всю информацию о том, как и откуда он прибыл, сведения о родителях и родственниках, о школе и о воспитательных учреждениях, где он был раньше. Делается полное медицинское освидетельствование о состоянии его физического и психического здоровья. После обследования даются рекомендации по реабилитации.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики
- 2. Предмет, функции, задачи соц. Педагогики
- 4. Содержание собственных и заимствованных категорий социальной педагогики
- 6. Общая характеристика основных принципов социальной педагогики и их требования
- 7. Социальная педагогика междисциплинарная область научных исследований
- 8. Связь социальной педагогики с другими науками о человеке
- 9. Милосердие, призрение и благотворительность как культурно -исторические традиции социально-педагогической деятельности.
- 10. Этапы развития призрения детей в России.
- 11. Предпосылки выделения соц педагогики из отечественной педагогики в 19 нач 20 в.
- 12. Советский период развития отечественной педагогики
- 13. Современная педагогическая теория и практика (1991 г. – настоящее время)
- 14. История развития социальной педагогики за рубежом
- 15. Два направления развития социальной педагогики как отрасли научного знания за рубежом.
- 17. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России
- 18 Нормы профессиональной этики социального педагога.
- 19. Требования к личности педагога
- 20. Профессиональная компетентность социального педагога
- 24. Детские приюты. Прогрессивная роль в. Ф. Одоевского в создании детских приютов
- 25.Социальная защита детей в годы советской власти.
- 26.Опыт социального воспитания в странах Европы и сша
- 29.Основные составляющие социально-педагогической помощи семье
- 31. Физические и психические отклонения от нормы в социальной педагогике
- 32. Социальный приют
- 33. Виды социально-педагогических технологий. Классификация социально – педагогических технологий
- 34. Методы социальной педагогики
- 35. Понятие пенитенциарной педагогики
- 37. Сущность Профессиональной деятельности социального педагога и ее особенности
- 38.Работа соц. Педагога с трудными подростками.
- 39.Педагогические и социальные отклонения от нормы в социальной педагогике
- 40.Воспитание крестьянских детей в контексте социальной педагогики
- 41.Христианское воспитание в системе социального воспитания
- 44.Медицинская и психологическая диагностика в структуре социально-педагогической диагностики.
- 45. Попечение детей-сирот в современных условиях.
- 49.Специфика социально-педагогической деятельности с приемной семьей
- 50.Сущность и особенности социально-педагогической диагностики.
- 51. Роль социальной и педагогической диагностики в деятельности социального педагога.
- 52.Реабилитационный уровень соц-пед. Тех-и работы с неблагополучной семьей.