2. Предмет, функции, задачи соц. Педагогики
Предметом педагогики является воспитание как сознательно организованный процесс (В.Е.Гмурман), происходящий в семье и обществе, в государстве, в определенных природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях.В основе педагогики лежит исследование педагогического процесса, в соответствии с которым создаются методы, методики и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников.
Педагогика изучает деятельность и ребенка и воспитателя, изучает педагогический процесс передачи взрослым поколением знаний, умений и навыков молодежи. Старшее поколение передает молодым свой опыт общественных отношений, научные знания, нормы морали.
Функциями педагогики является ее практическая и теоретическая направленность.
Теория педагогики объясняет обществу и человеку процесс и законы воспитания и обучения, образования и просвещения. Теория педагогики направлена на то, чтобы обосновать процессы обучения и воспитания, дать практические рекомендации педагогам, как следует совершенствовать профессиональный труд. Этим педагогика помогает обществу развиваться, совершенствоваться, двигаться вперед. Практическая функция педагогики состоит в вооружении педагогов-практиков научно-теоретическими обоснованиями методов обучения и воспитания.
В систему педагогических наук входят: общая педагогика, дидактика, теория воспитания, школоведение, история педагогики, дефектология и др.
Общая педагогика — это теоретическая система педагогических наук. Исследование педагогических знаний, теории и практики, методов и функций, места педагогики среди других наук, взаимосвязь педагогики с другими науками.
Дидактика (теория обучения) часть общей педагогики, которая изучает сам процесс обучения как средство воспитания и развития и то, как обучение влияет на воспитание, развитие и образование ребенка. Обучение состоит из двух взаимосвязанных явлений — преподавания профессиональной деятельности взрослых и учения — специально организованной детской деятельности.
Дидактика разрабатывает ЦЕЛИ, содержание, принципы, методы и средства обучения. Определяет направление частных методик и потому тесно связана с различными науками. Каждая методика имеет свою специфику. На основе дидактики разрабатываются методы обучения, пособия, учебники и программы различных типов учебных заведений.
Теория воспитания изучает процесс развития личности, ее убеждений, анализирует конкретный процесс воспитания, его закономерности и перспективы. Теория воспитания ориентируется на исследование процессов воспитания в ходе учебной, трудовой, общественной, игровой, художественной и спортивной деятельности, а также организации межличностного общения; изучение методов воспитания личности. Учитываются интеллект, проявление воли, характера, чувств, потребностей, мотивов и интересов.
Теория воспитания анализирует связь между отдельными направлениями воспитания: трудовым, нравственным, умственным, правовым, эстетическим и физическим. Теория воспитания исследует процесс воспитания цельной личности.
Каковы ее социальные функции?
1. Первостепенной является изучение ребенка (подростка), его состояния, отношений в семье, в школе, с группой во дворе, его состояние в стадии конфликта.
2. Оказание помощи ребенку (подростку) попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.
3. Анализ состояния социального воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него.
4. Социальная педагогика призвана анализировать, обобщать и распространять, пропагандировать позитивный опыт.
5. Она должна направлять деятельность ребенка (подростка) на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовывать свою жизнь и поступки.
6. Социальный педагог занимается координацией и объединением различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка (подростка), имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.
7. Одна из функций социальной педагогики сводится к организации исследований различных проблем социального воспитания, анализу работы социальных педагогов, коллективов, различных педагогических центров.
Таким образом, функции социальной педагогики можно сформулировать следующим образом, включив те, что перечислены выше. Это:
- воспитательная,
- социально-правовая,
- социально-реабилитационная.
Воспитательная функция предполагает включение ребенка (подростка) в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в ходе обучения и воспитания.
Социально-правовая означает заботу государства о детях, их правовую защиту.
Социально-реабилитационная функция — это воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, физически или психически неполноценными, где основные социальные функции, выполняет педагог.
Отсюда вытекают прикладные задачи социальной педагогики, на что ориентируется и в соответствии с чем строит свою работу социальный педагог, социальный работник.
Прикладные задачи социальной педагогики
Одна из прикладных задач педагогики состоит:
1. Воспитывать в сознании ребенка (подростка) понятия добра и справедливости, любви к ближнему, ко всему живому, творчеству, взаимопониманию.
2. Поставить цель самостоятельно выйти из кризиса, наметить пути выхода, научиться общению с окружающими людьми, определить цель и смысл жизни.
3. Развивать стремление познавать окружающий мир, человека, его уникальность, физические и духовные особенности, права и обязанности в обществе.
4. Развивать чувство собственного достоинства, самостоятельности, уверенности в себе.
5. Прививать ребенку (подростку) умение и желание общения с людьми, в малых и больших группах, в объединениях сверстников, в семье, в труде, в школе. Здесь социальному педагогу необходимы знания возрастных особенностей своих воспитанников. Научить разрешать конфликты между людьми, личностью и обществом, опираясь на нравственные и правовые нормы общественных отношений, окружающей среды ребенка.
Эти прикладные задачи (хотя могут быть и другие) кратко можно сформулировать так: воспитать делать добро, научить организовать свою жизнь, развивать познавательные интересы, помочь организовать свою индивидуальность, свои задатки и способности.
3. Сущность понятийно-категориальной системы социальной педагогики.
Развитие понятийного строя теории воспитания может осуществляться, с одной стороны, эволюционным путем как дальнейшее накопление признаков и свойств уже имеющихся понятий. С другой, они могут возникать путем "маленьких революций", врываясь как бы неожиданно в устоявшийся понятийный аппарат. В первом случае ученые имеют дело с сужением или расширением понятий и постоянным их определением как уточнением рамок и границ применения. Во втором - с утверждением и обоснованием нововведений.
Источниками развития понятийного словаря теории воспитания могут быть и практика, и эксперимент, и, конечно, сама теория, научное знание. Совершенствование понятийного строя за осуществляется посредством категорий и прежде всего основных. Они в процессе развития выполняет самые разнообразные роли: стимулятора, эталона, точки отсчета познаваемого явления, логической сетки, определяющего средства и т.д.
Развитие понятийного строя идет преимущественно эволюционным путем. Он заключается в непрерывающемся процессе определения понятий. Именно посредством определения идет постоянная корректировка объема, глубины, точности понятия в его соответствии с реально существующим отображающим педагогическим явлением.
Анализируя определения по их ведущему признаку обнаруживается несколько различных типов, которым условно дали определения: категориальные, соотношения части и целого, ролевые (по значимости), синонимичные (тавтология), формально-логические и процессуальные.
Категориальные - это определения, построенные на отнесении понятия к определенной основной категории теории воспитания, например: "Общение - форма социальной жизни", общественное мнение - метод мотивации деятельности" и т.д. Здесь категории и яеляются родовым определяющим понятием.
Определения по соотношению части и целого строятся го типу: "метод - компонент воспитательного процесса", "класс - ячейка общественного коллектива", "коллективное обсуждение проделанного - важнейший элемент коллективной жизни" и т.д. В них указывается общее социальное или педагогическое явление, куда относится определяемое.
Определения по значимости или ролевые заключаются в указании места определяемого явления в системе общего. Это: нравственное воспитание - ведущее звено всестороннего развития личности", "нравственное убеждение есть наиболее совершенное выражение нравственного сознания" и т.п.
Синонимичные определения - это те, которые соотносят выделенное понятие с ему подобными, но более простыми, доступными, всем известными. Например: "конфликт - острая ситуация", "быстрота - способность выполнять движения в минимальный отрезок времени", "прекрасное - это совершенство, идеал, приподнимающий человека над обыденным". Такие определения чаще даются качествам личности и строятся тавтологически.
Формально-логические определения характеризуют понятия с точки зрения их логической родословной. Это: "метод воспитания - это категории педагогики", "'мировоззрение - это'обобщенная система взглядов". Как правило, в качестве рода здесь используются общенаучные понятия.
Наконец, процессуальные определения. Они в качестве сущностного выделяют в определяемом главное действие, которое совершается в соответствующем ему явлении, "воспитательный процесс - это руководство воспитанием", перевоспитание - исправление свойств личности", и т.д.
В текстах встречаются и такие определения, которые не входят в нами выделенные и представляют большую сложность для их характеристики и группировки.
Определенные понятия существуют и в педагогике.
Понятие формирование — это процесс развития, становления личности в конкретных условиях жизни общества.
Просвещение — распространение научных знаний в народе о мире, о человеке. Для России век просвещения — век XVIII, а затем XIX проявляется в стремлении просветить всех и поднять культуру народа. Для просвещения в XX в. характерно распространение самых широких знаний в области экономики, закона и права, музыки, искусства и педагогики.
Образование — в буквальном смысле ≪формирование образа мыслей, действий человека в обществе. Это процесс усвоения знаний, умений и навыков. Основной путь получения образования — обучение в различных учебных заведениях. Обратим внимание на определение образования забытым русским педагогом Сергеем Иосифовичем Гессеном (1887—1950). Он рассматривал образование как культуру личности, процесс приобщения человека к ценностям науки, искусства, религии, нравственности, права, экономики. В этом, считал он, основа развития личности .Ученый отмечал, что ≪подлинное образование заключается не в передаче того культурного содержания, которое составляет особенность поколения образовывающего, но лишь в сообщении ему того движения, продолжая которое оно могло бы выработать свое собственное новое содержание культуры.
Цели образования Гессен формулирует как иерархию целей- заданий. И первостепенным в них является становление личности, личности творческой, способной научно мыслить. Он обращает внимание на социальные факторы, которые влияют наличность, считая главным в образовании личности ее способность к деятельности и стремление к приобретению культурных ценностей.
Воспитание — это процесс влияния на человека с целью формирования личности, развития ее физических, умственных и нравственных качеств в соответствии с требованиями жизни.
Обучение — двусторонний процесс учения и преподавания.
Процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной деятельности. В учении ребенок познает окружающий мир, а преподавание — руководство педагогом процессапознавательной и учебной деятельностью ребенка.
≪Система образования≫ представляет существующее общее и специальное образование. Общее — это начальное и среднее образование, которое дает знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку. Специальное образование (среднее, высшее) дает знания, умения и навыки, необходимые работнику определенной профессии.
Содержание образования — система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности человека.
Педагогический процесс — воспитание личности в единстве обучения и воспитания, так называемый ≪учебно-воспитательный процесс≫. Чаще этот термин относится к школе, где происходит взаимодействие учителя и ученика, директора и учителей, воспитателей, коллектива педагогов, родительского актива, общественности, производств, окружающих школу. Педагогический процесс представляет единство развития, обучения и воспитания личности, противоречия и закономерности каждого из элементов.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики
- 2. Предмет, функции, задачи соц. Педагогики
- 4. Содержание собственных и заимствованных категорий социальной педагогики
- 6. Общая характеристика основных принципов социальной педагогики и их требования
- 7. Социальная педагогика междисциплинарная область научных исследований
- 8. Связь социальной педагогики с другими науками о человеке
- 9. Милосердие, призрение и благотворительность как культурно -исторические традиции социально-педагогической деятельности.
- 10. Этапы развития призрения детей в России.
- 11. Предпосылки выделения соц педагогики из отечественной педагогики в 19 нач 20 в.
- 12. Советский период развития отечественной педагогики
- 13. Современная педагогическая теория и практика (1991 г. – настоящее время)
- 14. История развития социальной педагогики за рубежом
- 15. Два направления развития социальной педагогики как отрасли научного знания за рубежом.
- 17. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России
- 18 Нормы профессиональной этики социального педагога.
- 19. Требования к личности педагога
- 20. Профессиональная компетентность социального педагога
- 24. Детские приюты. Прогрессивная роль в. Ф. Одоевского в создании детских приютов
- 25.Социальная защита детей в годы советской власти.
- 26.Опыт социального воспитания в странах Европы и сша
- 29.Основные составляющие социально-педагогической помощи семье
- 31. Физические и психические отклонения от нормы в социальной педагогике
- 32. Социальный приют
- 33. Виды социально-педагогических технологий. Классификация социально – педагогических технологий
- 34. Методы социальной педагогики
- 35. Понятие пенитенциарной педагогики
- 37. Сущность Профессиональной деятельности социального педагога и ее особенности
- 38.Работа соц. Педагога с трудными подростками.
- 39.Педагогические и социальные отклонения от нормы в социальной педагогике
- 40.Воспитание крестьянских детей в контексте социальной педагогики
- 41.Христианское воспитание в системе социального воспитания
- 44.Медицинская и психологическая диагностика в структуре социально-педагогической диагностики.
- 45. Попечение детей-сирот в современных условиях.
- 49.Специфика социально-педагогической деятельности с приемной семьей
- 50.Сущность и особенности социально-педагогической диагностики.
- 51. Роль социальной и педагогической диагностики в деятельности социального педагога.
- 52.Реабилитационный уровень соц-пед. Тех-и работы с неблагополучной семьей.