14. История развития социальной педагогики за рубежом
В развитии социальной педагогики можно выделить ряд периодов. Традиционно при рассмотрении социальной педагогики выделяют три периода.
Первый – начальный период, который длился с древнейших времен вплоть до XVII века, связан с осмыслением практики воспитания и формированием педагогической и социально-педагогической мысли.
Первобытное общество. В этот период происходит становление воспитания как социального явления, его преобразование из стихийного действия в осознанную деятельность. Выдающимся достижением первобытного общества социально-педагогического характера явились подготовка и проведение инициаций. Социально-педагогический смысл инициации состоял в том, что дети переходя из одной возрастной группы в другую, получают новый общественный статус – взрослого полноправного члена общины.
В античности возникают различные теории воспитания. Были высказаны некоторые основополагающие социально-педагогические идеи: необходимость начинать воспитание с раннего возраста, учитывать при этом природу ребенка и влияние окружающей среды, опираться на авторитет взрослых, прежде всего родителей и многие другие. Данные идеи нашли отражение в теории: девиз «Познай себя», природосообразность ; общественное воспитание как функция государства ; идея воспитания образованных, гармонично развитых людей, при этом наряду с общественным воспитанием важную роль в формировании личности должно играть семейное воспитание .
Средневековье. В Средневековье воспитание опиралось на восприятие человека как такового перед Богом. В это время происходит окончательное формирование устойчивых социальных групп. У каждой социальной группы был свой юридический статус, свои правила поведения, моральные нормы, внешние формы отличия, права и привилегии. Усвоение социальных норм начиналось с самого рождения. Средневековая педагогика ставила во главу угла воспитание верой. Делался акцент не на получение научного знания, а на спасение души и ее нравственное формирование, воспитание добродетелей и мудрости, которая основывается на разуме, воле и вере. Христианские педагоги детально проработали вопросы нравственного развития человека, семейного воспитания, влияния окружающей среды на индивида, роль такого важного социального института, как церковь, в социально-педагогическом процессе .
Период Возрождения связан с развитием гуманистических идей в воспитании ребенка. В центр был поставлен человек, представитель рода, а семья – это место, где начинает формироваться человек – будущий член общества, где ребенок обучается первым социальным навыкам. Возвращение к античным идеалам совмещалось с использованием опыта европейской культуры этого времени. Гуманистический идеал – это и социальность, и нравственность, представления о гармонично развитом человеке и важности физического воспитания, выстроенные на христианской основе. Указанные подходы нашли свое яркое воплощение в работах Эразма Роттердамского «Похвала глупости», Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», Мишеля Монтеня «Опыты», Томаса Мора «Утопия», Томмазо Кампанеллы «Город солнца» и др. Они создали педагогику, ориентированную на индивидуальность, задачи которой были направлены на воспитание счастливых и удачливых людей. К этому времени относится и воплощение в реальную жизнь ряда таких идей, как, например, создание итальянским педагогом-гуманистом Витторино да Фельтре одной из первых в истории школы интернатного типа с характерным названием «Дом радости».
Второй период – XVII и XIX вв. – характеризуется развитием ведущих идей и научных концепций социальной педагогики, становлением ее как науки.
XVIII и XIX века вошли в историю мировой культуры как время буржуазно-демократических революций. Видные ученые искали решение социально-педагогических проблем на путях сотрудничества с общественностью и государством. Вопросы воспитания рассматривались в русле идей преобразования общества. В этот период социальная педагогика развивается в тесной связи с практической социально-педагогической деятельностью. Видные педагоги не только высказывают те или иные идеи, но и реализуют их на практике, создавая приюты для детей-сирот и беспризорных, детские сады, школы и другие учреждения для детей с различными проблемами. На протяжении всего XIX века шел длительный и неоднозначный процесс отделения социальной педагогики от педагогики. При этом на ее развитие, кроме философии и педагогики, большое влияние оказывали и другие науки, такие как психология, социология, антропология , медицина и др. То есть наряду с процессом отделения социальной педагогики от педагогики одновременно шел и другой процесс – ее интеграции с другими науками.
К социальной педагогике обращались многие педагоги-мыслители. Под влиянием их педагогических воззрений появились педагоги, считавшие идею социальности основополагающей и связывавшие ее с благотворительностью.
В Германии во второй половине XVIII в. возникло течение филантропизма , основателем которого стал К. Базедов, сторонник идей Ж. Ж. Руссо. Он получил известность своей книгой «Методическое руководство для отцов и матерей семейств и народов» и, главным образом, созданием в герцогстве Дессау на средства влиятельных лиц воспитательного учреждения, подобия школы-интерната, названного им филантропином. Свой социальный долг К. Базедов видел в освобождении детей от традиционной системы воспитания и обучения, призывая следовать природе ребенка в обучении, утверждая гуманизм в педагогике. Приемы воспитания и обучения, по его замыслу, должны быть естественными, доставлять ребенку радость и обеспечивать его свободное развитие. После смерти К. Базедова филантропин, просуществовавший 15 лет, был закрыт, однако подобные учреждения стали создаваться уже не только в Германии, но и в других странах.
Видными филантропистами Англии XIX в. были Р. Оуэн и Бернардо. Последнего называли «отцом ничьих детей». В 1867 г. он основал в Степней-Хаусе воспитательное учреждение для беспризорных детей, названное колонией. Воспитывавшиеся здесь мальчики получали начальное образование и могли выбрать одну из 11 профессий, которым их обучали в колонии . Для девочек была организована колония в Ильфорде. Еще одним воспитательным учреждением Бернардо стала мореходная школа для «трудных» подростков в Норфолке, где велась подготовка юнг и матросов. Воспитательная деятельность врача и педагога Бернардо получила признание и поддержку общественности. В 1880 г. в Англии стали создаваться «поселки» для детей, получившие название «национальных детских домов».
В конце XIX в. социальная педагогика выделяется в самостоятельную область педагогической науки. Это событие связано, прежде всего, с именами немецких ученых А. Дистервега, П. Наторпа и др.
С начала XX в. начинается третий период — период развития социальной педагогики как самостоятельной науки.
Термин «социальная педагогика» введен в дискуссию о воспитании в 1844 г. К. Магером и далее распространен А. Дистервегом. С момента возникновения этого понятия до настоящего времени в литературе прослеживаются две его различные трактовки, определяющие различные подходы в развитии этой отрасли научного знания. Согласно первой трактовке, социальная педагогика имеет нечто общее с социальной стороной воспитания ; согласно второй – она выступает как педагогическая помощь в определенных социальных условиях, ситуациях .
Представителями первого направления были К. Магер, П. Наторп , Е. Борнеманн, Ф. Шлипер , Д. Пегелер и др. Со времен К. Магера в развитии социальной педагогики рассматриваются предпосылки, методы и средства воспитания человека в обществе, для общества, через общество.
Наиболее яркий представитель социальной педагогики Пауль Наторп рассматривал социальную педагогику как часть, аспект общей педагогики. Опубликовал в 1899 г. книгу «Социальная педагогика». Рассматривая основные функции человеческого существования, П. Наторп выдвинул три основные функции социальной педагогики. Первая связана с половой жизнью ребенка, которая раскрывается в нем в кругу семьи и в контакте с ближайшим окружением. Вторая – с волей, которая формируется в школе и связана с осуществлением передачи знаний, при этом у ребенка развиваются эмоциональные, социальные и моторные способности. Третья – разум – раскрывается в общности. П. Наторп считал социальную педагогику педагогикой для всех молодых людей, задача которой – воспитание в молодежи начал солидарности и общественности.
Второй подход отражен в трудах А. Дистервега , Г. Ноля, Г. Боймер , К. Молленгауэра и др. Начиная с А. Дистервега, представители этого направления пытаются дать ответ на социальные вопросы своего времени, такие как социальная незащищенность рабочего класса, образование народа, беспризорность и др.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики
- 2. Предмет, функции, задачи соц. Педагогики
- 4. Содержание собственных и заимствованных категорий социальной педагогики
- 6. Общая характеристика основных принципов социальной педагогики и их требования
- 7. Социальная педагогика междисциплинарная область научных исследований
- 8. Связь социальной педагогики с другими науками о человеке
- 9. Милосердие, призрение и благотворительность как культурно -исторические традиции социально-педагогической деятельности.
- 10. Этапы развития призрения детей в России.
- 11. Предпосылки выделения соц педагогики из отечественной педагогики в 19 нач 20 в.
- 12. Советский период развития отечественной педагогики
- 13. Современная педагогическая теория и практика (1991 г. – настоящее время)
- 14. История развития социальной педагогики за рубежом
- 15. Два направления развития социальной педагогики как отрасли научного знания за рубежом.
- 17. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России
- 18 Нормы профессиональной этики социального педагога.
- 19. Требования к личности педагога
- 20. Профессиональная компетентность социального педагога
- 24. Детские приюты. Прогрессивная роль в. Ф. Одоевского в создании детских приютов
- 25.Социальная защита детей в годы советской власти.
- 26.Опыт социального воспитания в странах Европы и сша
- 29.Основные составляющие социально-педагогической помощи семье
- 31. Физические и психические отклонения от нормы в социальной педагогике
- 32. Социальный приют
- 33. Виды социально-педагогических технологий. Классификация социально – педагогических технологий
- 34. Методы социальной педагогики
- 35. Понятие пенитенциарной педагогики
- 37. Сущность Профессиональной деятельности социального педагога и ее особенности
- 38.Работа соц. Педагога с трудными подростками.
- 39.Педагогические и социальные отклонения от нормы в социальной педагогике
- 40.Воспитание крестьянских детей в контексте социальной педагогики
- 41.Христианское воспитание в системе социального воспитания
- 44.Медицинская и психологическая диагностика в структуре социально-педагогической диагностики.
- 45. Попечение детей-сирот в современных условиях.
- 49.Специфика социально-педагогической деятельности с приемной семьей
- 50.Сущность и особенности социально-педагогической диагностики.
- 51. Роль социальной и педагогической диагностики в деятельности социального педагога.
- 52.Реабилитационный уровень соц-пед. Тех-и работы с неблагополучной семьей.