Методы исследования в возрастной психологии.
В истории возрастной психологии выделяются три ос-
новные стратегии.
1. Стратегия наблюдения. Основная задача - на-
копление фактов и расположение их во временной после-
довательности. Наблюдение должно отвечать ряду требо-
ваний - это четко поставленная цель и разработанная
схема наблюдений; объективность наблюдения; система-
тичность наблюдений; наблюдение за естественным по-
ведением ребенка.
2. Стратегия естественно-научного констати-
рующего эксперимента. Основная цель - установить
наличие или отсутствие изучаемого явления при опреде-
ленных контролируемых условиях, измерить его количест-
венные характеристики, дать качественное описание.
Эксперимент - исследование, в процессе которого
мы сами вызываем интересующие нас психические явле-
ния и создаем условия, необходимые и достаточные для
проявления и измерения связей изучаемых переменных
между собой и обстоятельствами жизни ребенка. Разли-
чают лабораторный (проводится в специально созданных
условиях, с аппаратурой) и естественный эксперимент
(проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда,
но со специальной их организацией, с изучением резуль-
татов).
В психологии используют два метода срезов: метод по-
перечного среза (в достаточно больших группах с по-
мощью конкретных методик изучается определенный ас-
пект развития), лонгитюдный метод, или ≪продольное
исследование≫ (здесь прослеживается развитие одного и
того же ребенка в течение длительного времени).__
При проведении эксперимента пользуются следующи-
ми частными методами.
Беседа - эмпирический метод получения сведений
о человеке в общении с ним, в результате ответов на це-
ленаправленные вопросы.
Анкетирование - метод получения информации о че-
ловеке на основании ответов на специально подготовлен-
ные вопросы, составляющие анкету (может быть пись-
менным, устным, индивидуальным и групповым).
Анализ продуктов деятельности - метод изучения
человека через анализ (интерпретацию) продуктов его
деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тет-
ради, дневники).
Тестирование - диагностика личностных качеств
с помощью тестов.
- Предмет, задачи и принципы возрастной психологии.
- Методы исследования в возрастной психологии.
- 3. В настоящее время интенсивно развивается стра-
- Возрастная психологическая периодизация
- Психологическая характеристика периода младенчества
- Характеристика деятельности детей раннего возраста.
- Интеллектуальное развитие ребенка раннего возраста.
- Телесные удовольствия
- Самопознание
- Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
- Развитие самосознания в дошкольном возрасте.
- Развитие эмоциональной сферы у дошкольников.
- Волевое развитие дошкольника.
- Психологическая готовность детей к обучению в школе.
- Мс ость к школе
- Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте.