logo
психология

Методы исследования в возрастной психологии.

В истории возрастной психологии выделяются три ос-

новные стратегии.

1. Стратегия наблюдения. Основная задача - на-

копление фактов и расположение их во временной после-

довательности. Наблюдение должно отвечать ряду требо-

ваний - это четко поставленная цель и разработанная

схема наблюдений; объективность наблюдения; система-

тичность наблюдений; наблюдение за естественным по-

ведением ребенка.

2. Стратегия естественно-научного констати-

рующего эксперимента. Основная цель - установить

наличие или отсутствие изучаемого явления при опреде-

ленных контролируемых условиях, измерить его количест-

венные характеристики, дать качественное описание.

Эксперимент - исследование, в процессе которого

мы сами вызываем интересующие нас психические явле-

ния и создаем условия, необходимые и достаточные для

проявления и измерения связей изучаемых переменных

между собой и обстоятельствами жизни ребенка. Разли-

чают лабораторный (проводится в специально созданных

условиях, с аппаратурой) и естественный эксперимент

(проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда,

но со специальной их организацией, с изучением резуль-

татов).

В психологии используют два метода срезов: метод по-

перечного среза (в достаточно больших группах с по-

мощью конкретных методик изучается определенный ас-

пект развития), лонгитюдный метод, или ≪продольное

исследование≫ (здесь прослеживается развитие одного и

того же ребенка в течение длительного времени).__

При проведении эксперимента пользуются следующи-

ми частными методами.

Беседа - эмпирический метод получения сведений

о человеке в общении с ним, в результате ответов на це-

ленаправленные вопросы.

Анкетирование - метод получения информации о че-

ловеке на основании ответов на специально подготовлен-

ные вопросы, составляющие анкету (может быть пись-

менным, устным, индивидуальным и групповым).

Анализ продуктов деятельности - метод изучения

человека через анализ (интерпретацию) продуктов его

деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тет-

ради, дневники).

Тестирование - диагностика личностных качеств

с помощью тестов.