Интеллектуальное развитие ребенка раннего возраста.
В раннем возрасте предметы начинают выступать для ребенка не просто как объекты манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления. Основные интересы ребенка переносятся в область овладения все новыми и новыми действиями с предметами, и взрослый приобретает роль наставника, сотрудника и помощника в этом. Период раннего детства – переход к предметной деятельности, которая затем становится ведущим видом деятельности.
Специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребенку впервые открываются функции предметов. Так он может бесконечное число раз открывать и закрывать дверцу шкафа, долго стучать ложкой об пол … Взрослый должен объяснить для чего служат дверца шкафа и ложка. Он усваивает постоянное значение предметов, но он может черкать карандашом по бумаге, катать его, строить из него колодец … Но важно что он знает назначение предмета.
Также в раннем возрасте зарождаются продуктивные виды деятельности: лепка, рисование, конструирование. Ребенок учиться наносить штрихи на бумагу, создавать «каракули» - прерывающиеся, слегка закругленные, с одинаковым нажимом линии. Переход от доизобразительной стадии к изображению включает две фазы: узнавание предмета в случайном сочетании линий, затем намеренное изображение. Для формирования изобразительной деятельности недостаточно лишь отработки техники нанесения линий и обогащения восприятия и представлений. Необходимо формирование графических образов, что возможно при систематическом влиянии взрослого.
Переход от использования готовых связей или связей показанных взрослыми, к их установлению – важная ступень в развитии детского мышления. Мышление ребенка, выполняемое при помощи внешних ориентировочных действий, носит название наглядно-действенного. Дети используют наглядно-действенное мышление для исследования самых разнообразных связей, обнаруживаемых в окружающем мире. Мышление ребенка, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. В раннем детстве ребенок овладевает умением решать наглядно-образным путем только ограниченный круг простейших задач. Сложные задачи решаются ребенком наглядно-действенным способом. Обобщение – мысленное объединение предметов или действий по общему признаку..
Отличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста является то, что он действует, не задумываясь, под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний. И его поведение зависит от многих обстоятельств: его может что-нибудь привлечь и что-нибудь также отвлечь. Он легко заражается чувствами других людей, Например, когда в яслях один ребенок заплакал, то могут заплакать и другие.
Выполняя даже самые простые, но неинтересные для ребенка задания, он видоизменяет их, превращает в игру. Так, собирая в ящик кубики, он строит из них башню, скамеечки или просто, бросив несколько кубиков в ящик, убегает, оставив остальные несобранными.
Предпосылки развития личности ребенка раннего возраста.
Особенности поведения
Отличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста является то, что он действует, не задумываясь, под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний. Эти чувства и желания вызываются, прежде всего тем, что непосредственно окружает ребенка, попадается ему на глаза. Уже в младенчестве у детей начинает формироваться любовь, симпатия к близким людям — матери, отцу, воспитательнице в яслях. В 'раннем детстве эта симпатия приобретает новые формы. Ребенок стремится получить от взрослого похвалу, ласку, огорчается, если взрослый им недоволен. Примерно к середине второго года, если ребенок общается с другими детьми, чувство симпатии переносится и на них. Оно выражается в сочувствии, помощи пострадавшему ребенку, иногда в желании поделиться сладостями, игрушками.
Ребенок легко заражается чувствами других людей. Так, в группе, когда один-два ребенка начинают плакать, этот плач подхватывают и другие, и он нередко распространяется на всех малышей.
Внешний образ
В раннем возрасте ребенок открывает себя как отдельную от всех других персону. Он начинает произвольно овладевать своим телом, совершая целенаправленные движения и действия: он ползет, идет, бежит, принимает разнообразные позы, свойственные взрослым, и совершает преобразования со своим телом, свойственные исключительно пластике малолетнего ребенка. По мере развития ребенка выразительность его мимики становится все более разнообразной и более определенной. В раннем возрасте намечаются новые тенденции в развитии мимики. Появляется большое разнообразие выразительных мин, которыми ребенок может уже достаточно успешно управлять, рефлексируя при этом на реакции близких взрослых.
- Предмет, задачи и принципы возрастной психологии.
- Методы исследования в возрастной психологии.
- 3. В настоящее время интенсивно развивается стра-
- Возрастная психологическая периодизация
- Психологическая характеристика периода младенчества
- Характеристика деятельности детей раннего возраста.
- Интеллектуальное развитие ребенка раннего возраста.
- Телесные удовольствия
- Самопознание
- Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
- Развитие самосознания в дошкольном возрасте.
- Развитие эмоциональной сферы у дошкольников.
- Волевое развитие дошкольника.
- Психологическая готовность детей к обучению в школе.
- Мс ость к школе
- Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте.