logo
уср семья

Работа школы-интерната с семьями глухих и слабослышащих учащихся

Родители глухих и слабослышащих учащихся, воспитывающие их, сами находятся под воздействием ряда разнопланово влияю­щих на них факторов, к которым можно отнести: непосредствен­ное воздействие сурдопедагога и воспитателя; воздействие роди­тельского комитета, других общественных организаций школы, общественности; преобразующее влияние средств педагогического всеобуча, в том числе и средств массовой информации; воздейст­вие детей на родителей.

Задачами педагогического руководства семейным воспитанием детей с недостатками слуха являются педагогический всеобуч ро­дителей, помощь семье в воспитании, обучении, социальной адап­тации и профессиональной ориентации подрастающего поколения, а также привлечение родителей к сотрудничеству со специальной школой-интернатом и оказанию помощи школе в организацион­ных, воспитательных и хозяйственных делах.

Исходя из этих задач содержание работы школы с родителями глухих и слабослышащих детей складывается из нескольких на­правлений.

Целевая ориентация родителей на выполнение задач комму­нистического воспитания детей с недостатками слуха с учетом возраста детей и особенностей их развития. Перед началом каж­дого учебного года учитель класса, встречаясь с родителями, определяет цель и задачи совместной работы школы-интерната и семьи на конкретный период. Целевые установки определяются на обозримую перспективу и учитывают реальные возможности родителей в их выполнении.

Педагогический всеобуч родителей представляет собой це­ленаправленную работу педагогического коллектива школы по формированию системы общепедагогических и специальных зна­ний, умений и навыков, необходимых родителям для успешного семейного воспитания в настоящее время и в ближайшем будущем. Он предусматривает воспитание педагогической культуры роди­телей и активизацию их воспитательной деятельности в семье и в рамках помощи специальной школе-интернату. Педагогический всеобуч будет более эффективным, если специальная школа обес­печивает родителей педагогической литературой, методическими материалами, использует в воспитательной и методической рабо­те с родителями средства массовой информации (например, материалы «Университета для родителей», публикуемые в жур­нале «В едином строю»). Сурдопедагог совместно с воспитателем имеет перспективный план педагогического всеобуча родителей учащихся данного класса, рассчитанный на несколько лет н скоординированный по каждому году с общешкольным. Это позво­ляет вести работу по педагогическому просвещению родителей системно, не повторяя одни и те же вопросы каждый год, увязы­вая ее с этапами обучения и развития глухих и слабослышащих детей.

Конкретное содержание педагогического всеобуча родителей определяется состоянием семейного воспитания в данной школе, данном классе, уровнем общей и педагогической культуры роди­телей, их запасом специальных знаний и умений, а также зада­чами обучения и воспитания учащихся конкретного возраста и спецификой дефекта слуха.

Педагогическое управление семейным воспитанием детей с недостатками слуха связано со взаимной информацией школы и семьи о ходе учебного и воспитательного процесса. На основе этой информации родители получают конкретные задания дидак­тического воспитательного характера, выполняют их, работая с ребенком дома.

Оперативная связь семьи со школой, контроль сурдопедагогом семейного воспитания, основанный на взаимном уважении и до­верии сурдопедагога и родителей, позволяют обеспечивать дей­ственность педагогического руководства семейным воспитанием.

Успешная реализация педагогического всеобуча родителей, повышение их педагогического мастерства и педагогической культуры открывают возможность осуществления родителями са­моконтроля за ходом семейного воспитания путем постоянного анализа своей воспитательной работы и ее результатов.

Работа школы с семьей эффективна в том случае, если она ведется планово, систематически и целенаправленно, а результа­ты этой работы анализируются, обобщаются педагогическим кол­лективом. Накопленный передовой опыт широко распространяется среди родителей, и они совместно с учителями и воспитателями участвуют в поиске нового в содержании и организации воспи­тательной работы.

Большое значение имеет знание сурдопедагогом семьи каждо­го ребенка и характера семейного воспитания в ней.

Основными методами изучения семей и условий семейного воспитания являются: наблюдение, беседа, анкетирование, посе­щение семьи (там, где это возможно), устное или письменное анкетирование родителей. По рекомендации учителя или воспи­тателя родители могут вести дневник, в котором фиксируют ход занятий с ребенком дома, его достижения, анализируют неудачи; дневник отражает всю работу по обучению и воспитанию ребенка в домашних условиях. Изучение такого дневника учителем и вос­питателем может многое сказать им о семье и характере семейно­го воспитания данного ребенка.

Изучение условий семейного воспитания проводится по сле­дующей программе:

1. Общие условия семейного воспитания: состав семьи, заня­тие родителей, уровень их педагогической и общей культуры, материальные, санитарно-гигиенические условия, нравственные устои семьи, наличие в семье глухих или слабослышащих, под­робные сведения о них.

2. Характер отношений в семье: психологический климат се­мьи, отношения родителей с детьми и друг с другом, отношения детей между собой; особенности отношений, общения в семье, имеющей глухих (слабослышащих) членов семьи.

3. Поведение и деятельность ребенка в семье: участие в до­машнем труде, выполнение режима дня, учебная деятельность и увлечения.

4. Характер воспитания в семье: основные методы воспитания, особенности использования метода поощрения и наказания, конт­роль за поведением ребенка, фиксирование привычек правильного поведения; средства общения, используемые в семье, отношение членов семьи к работе по развитию слухового восприятия и фор­мированию произношения у ребенка; работа над обогащением словаря и развитием навыков речевого общения; оказание помо­щи ребенку в выполнении школьных заданий; организация досу­га ребенка; участие родителей в профессиональной ориентации и социальной адаптации детей.

5. Трудности, испытываемые родителями в воспитании ребенка с недостатком слуха.

6. Характер участия разных членов семьи в коррекционно-развивающем воздействии на ребенка с недостатком слуха.