Работа школы-интерната с семьями глухих и слабослышащих учащихся
Родители глухих и слабослышащих учащихся, воспитывающие их, сами находятся под воздействием ряда разнопланово влияющих на них факторов, к которым можно отнести: непосредственное воздействие сурдопедагога и воспитателя; воздействие родительского комитета, других общественных организаций школы, общественности; преобразующее влияние средств педагогического всеобуча, в том числе и средств массовой информации; воздействие детей на родителей.
Задачами педагогического руководства семейным воспитанием детей с недостатками слуха являются педагогический всеобуч родителей, помощь семье в воспитании, обучении, социальной адаптации и профессиональной ориентации подрастающего поколения, а также привлечение родителей к сотрудничеству со специальной школой-интернатом и оказанию помощи школе в организационных, воспитательных и хозяйственных делах.
Исходя из этих задач содержание работы школы с родителями глухих и слабослышащих детей складывается из нескольких направлений.
Целевая ориентация родителей на выполнение задач коммунистического воспитания детей с недостатками слуха с учетом возраста детей и особенностей их развития. Перед началом каждого учебного года учитель класса, встречаясь с родителями, определяет цель и задачи совместной работы школы-интерната и семьи на конкретный период. Целевые установки определяются на обозримую перспективу и учитывают реальные возможности родителей в их выполнении.
Педагогический всеобуч родителей представляет собой целенаправленную работу педагогического коллектива школы по формированию системы общепедагогических и специальных знаний, умений и навыков, необходимых родителям для успешного семейного воспитания в настоящее время и в ближайшем будущем. Он предусматривает воспитание педагогической культуры родителей и активизацию их воспитательной деятельности в семье и в рамках помощи специальной школе-интернату. Педагогический всеобуч будет более эффективным, если специальная школа обеспечивает родителей педагогической литературой, методическими материалами, использует в воспитательной и методической работе с родителями средства массовой информации (например, материалы «Университета для родителей», публикуемые в журнале «В едином строю»). Сурдопедагог совместно с воспитателем имеет перспективный план педагогического всеобуча родителей учащихся данного класса, рассчитанный на несколько лет н скоординированный по каждому году с общешкольным. Это позволяет вести работу по педагогическому просвещению родителей системно, не повторяя одни и те же вопросы каждый год, увязывая ее с этапами обучения и развития глухих и слабослышащих детей.
Конкретное содержание педагогического всеобуча родителей определяется состоянием семейного воспитания в данной школе, данном классе, уровнем общей и педагогической культуры родителей, их запасом специальных знаний и умений, а также задачами обучения и воспитания учащихся конкретного возраста и спецификой дефекта слуха.
Педагогическое управление семейным воспитанием детей с недостатками слуха связано со взаимной информацией школы и семьи о ходе учебного и воспитательного процесса. На основе этой информации родители получают конкретные задания дидактического воспитательного характера, выполняют их, работая с ребенком дома.
Оперативная связь семьи со школой, контроль сурдопедагогом семейного воспитания, основанный на взаимном уважении и доверии сурдопедагога и родителей, позволяют обеспечивать действенность педагогического руководства семейным воспитанием.
Успешная реализация педагогического всеобуча родителей, повышение их педагогического мастерства и педагогической культуры открывают возможность осуществления родителями самоконтроля за ходом семейного воспитания путем постоянного анализа своей воспитательной работы и ее результатов.
Работа школы с семьей эффективна в том случае, если она ведется планово, систематически и целенаправленно, а результаты этой работы анализируются, обобщаются педагогическим коллективом. Накопленный передовой опыт широко распространяется среди родителей, и они совместно с учителями и воспитателями участвуют в поиске нового в содержании и организации воспитательной работы.
Большое значение имеет знание сурдопедагогом семьи каждого ребенка и характера семейного воспитания в ней.
Основными методами изучения семей и условий семейного воспитания являются: наблюдение, беседа, анкетирование, посещение семьи (там, где это возможно), устное или письменное анкетирование родителей. По рекомендации учителя или воспитателя родители могут вести дневник, в котором фиксируют ход занятий с ребенком дома, его достижения, анализируют неудачи; дневник отражает всю работу по обучению и воспитанию ребенка в домашних условиях. Изучение такого дневника учителем и воспитателем может многое сказать им о семье и характере семейного воспитания данного ребенка.
Изучение условий семейного воспитания проводится по следующей программе:
1. Общие условия семейного воспитания: состав семьи, занятие родителей, уровень их педагогической и общей культуры, материальные, санитарно-гигиенические условия, нравственные устои семьи, наличие в семье глухих или слабослышащих, подробные сведения о них.
2. Характер отношений в семье: психологический климат семьи, отношения родителей с детьми и друг с другом, отношения детей между собой; особенности отношений, общения в семье, имеющей глухих (слабослышащих) членов семьи.
3. Поведение и деятельность ребенка в семье: участие в домашнем труде, выполнение режима дня, учебная деятельность и увлечения.
4. Характер воспитания в семье: основные методы воспитания, особенности использования метода поощрения и наказания, контроль за поведением ребенка, фиксирование привычек правильного поведения; средства общения, используемые в семье, отношение членов семьи к работе по развитию слухового восприятия и формированию произношения у ребенка; работа над обогащением словаря и развитием навыков речевого общения; оказание помощи ребенку в выполнении школьных заданий; организация досуга ребенка; участие родителей в профессиональной ориентации и социальной адаптации детей.
5. Трудности, испытываемые родителями в воспитании ребенка с недостатком слуха.
6. Характер участия разных членов семьи в коррекционно-развивающем воздействии на ребенка с недостатком слуха.