Формы работы с родителями
Индивидуальные формы работы с родителями имеют важнейшее значение для установления взаимопонимания с ними, лучшего понимания педагогами особенностей развития ребенка с нарушенным слухом. К таким формам относятся беседы с родителями, консультации, посещение педагогами семьи, посещение родителями занятий в детском саду, подготовка заданий и рекомендаций для детей на выходные и праздничные дни, переписка с родителями иногородних детей. Беседы с родителями и другими членами семьи можно проводить утром или вечером, если дети посещают детский сад ежедневно; в понедельник и в пятницу, если ребенок находится в дошкольном учреждении в течение пяти дней; во время приездов иногородних родителей. Особенно нуждаются в индивидуальном общении родители, дети которых только поступили в детский сад. Такое общение требует выделения специального отрезка времени, потому что поспешность и торопливость в общении с родителями не могут вызвать родителей на откровенный разговор, не дают возможности получить полные ответы на возникшие вопросы. От педагогов требуются не только профессиональные советы, но и такт, сочувствие к родителям, многие из которых очень тяжело переживают нарушение слуха у ребенка.
Как правило, в конце недели педагоги готовят задания и рекомендации для родителей по различным разделам. При встрече с родителями ребенка уточняется характер задания для каждого ребенка с учетом его возможностей. Родители получают советы, как связать усвоение материала ребенком с использованием различных бытовых ситуаций, привлечь игровые приемы, использовать другие виды деятельности (лепку, аппликацию, конструирование, ручной труд), как организовать экскурсии в различные учреждения. В некоторых случаях не понимающих содержание заданий или не умеющих правильно воспользоваться советами педагогов родителей приглашают на занятия, в ходе которых раскрывается методика работы по какому либо разделу работы, например по развитию слухового восприятия.
В тех случаях, когда родители ребенка живут далеко и не могут часто приезжать в дошкольное учреждение, педагог организует переписку с ними, отвечает на все вопросы, в том числе и прямо не связанные с обучением ребенка, например о его здоровье, условиях жизни в дошкольном учреждении и др. Очень важно привлекать детей к участию в переписке с родителями: на глазах ребенка подписать конверт, показывать фотографии родителей. Дети могут делать рисунки, писать короткие тексты, подписывать с помощью педагога поздравительные открытки. Важно, чтобы педагог вместе с ребенком обсуждал каждое полученное письмо, в доступной форме рассказывал о жизни в семье, о том, что родители заботятся о своем малыше. Необходимо хранить все письма родителей, потому что дети любят рассматривать и читать их многократно.
Важным событием для ребенка и его семьи могут стать посещения сурдопедагогом или воспитателем их дома. К таким посещениям педагог готовится заранее, продумывает вопросы к родителям, предложения и советы. Целесообразно связывать приход в семью с какими-либо событиями в жизни ребенка: отсутствием в детском саду из-за болезни, днем рождения и др. В процессе посещения семьи целесообразно провести наблюдения за укладом жизни ребенка, средствами общения родителей с ним, организовать обсуждение актуальных для данной семьи проблем воспитания ребенка. Педагог должен объяснить родителям важность соблюдения дома режима дня, идентичного порядку дня в детском саду, необходимость речевого общения, расширения представлений об окружающем; рассказать о проведении развивающей работы с ребенком в процессе его участия в бытовой деятельности, прогулках, посещении театра, цирка и др. Во время посещения семьи также необходимо выяснить характер некоторых трудностей ребенка в саду, например неопрятность ребенка, плохое владение навыками самообслуживания. В таких случаях целесообразно выяснить у родителей, что ребенок делает сам в семье, как использует помощь взрослых, дают ли ему какие-либо поручения. Педагог дает родителям необходимые советы по воспитанию трудолюбия, культурно-гигиенических навыков. Во время последующих посещений нужно выяснить, как родители выполняют эти рекомендации.
В работе дошкольных учреждений помимо индивидуальной работы с родителями используются и коллективные формы. К ним относятся проведение общих и групповых родительских собраний, лекториев, тематических собраний, организация «круглых столов», конференций для родителей, семинаров по обмену опытом работы с детьми, групповых консультаций, дней открытых дверей, организация выставок детских работ, утренников и праздников, участие в мероприятиях детского сада и группы и т. д.
Родительские собрания являются одной из распространенных форм работы с родителями. Собрания могут быть общими для всех родителей детского сада или групповыми. Общие собрания родителей проводят 2—3 раза в год, групповые — один раз в квартал. На общих собраниях родителей знакомят с содержанием работы детского сада, определяют линии взаимосвязи дошкольного учреждения и родителей, заслушиваются отчеты администрации о деятельности в течение определенного периода времени, отчеты родительского комитета. На родительских собраниях заслушиваются доклады по тематике, интересной всем родителям. Например, «Роль игры в воспитании детей с нарушениями слуха», «Наследственность и слух» и др.
На групповых родительских собраниях обсуждаются вопросы, актуальные для родителей детей данной группы. Сурдопедагог и воспитатели знакомят родителей с задачами и содержанием работы по различным направлениям воспитания и обучения детей, делая это в доступной и понятной для родителей форме. Важным является участие воспитателей, выступающих с сообщениями по вопросам воспитания детей в семье. Например, «Организация режима дня детей трехлетнего возраста», «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей» и др. На групповых родительских собраниях педагоги сообщают родителям о результативности обучения, результатах работы по различным направлениям. Важно, характеризуя эффективность работы с детьми, показать возможности ребенка, его продвижение в обучении, а не акцентировать внимание на трудностях, негативных сторонах его развития, сопровождая характеристику всевозможными «не» — не знает, не умеет, не понимает и т. д. Трудности, возникающие в работе с ребенком, лучше раскрыть в индивидуальной беседе и, главное, показать, как родители могут содействовать их устранению. Проведение групповых собраний требует тщательной подготовки педагогов. Сюда включается подготовка сообщения, подбор наглядно-иллюстративного материала (таблички, книжки-самоделки, дидактические игры, фотографии, рисунки, поделки детей и т. д.). Педагоги также должны порекомендовать доступную родителям литературу по обсуждаемым вопросам, уточнить, на чем необходимо заострить внимание при ее чтении. К родительским собраниям целесообразно приурочивать выставки детских работ, а также поделок, рисунков, подготовленных совместно родителями и детьми.
Конкретные вопросы обучения детей, чаще всего связанные с проведением коррекционной работы, обсуждаются на тематических родительских собраниях, при организации «круглых столов», лекториев для родителей.
Университет или лекторий для родителей предполагают систематическое знакомство родителей с общими вопросами сурдопсихологии и сурдопедагогики по заранее составленному администрацией плану. Лекции для родителей, с которыми выступают врач, методист, психолог, сурдопедагоги, как правило, проводятся один раз в месяц.
Тематикой «круглых столов» часто являются конкретные проблемы обучения и воспитания дошкольников с нарушениями слуха: вопросы слухопротезирования, правильное использование звукоусиливающей аппаратуры, взаимосвязь различных форм речи в обучении языку, работа по развитию слухового восприятия в семье, контроль за произношением детей и др.
Консультации для родителей. При проведении общих или групповых тематических консультаций родители заранее могут оставить вопросы в письменной форме. По мере накопления их по одной тематике формируется содержание групповых консультаций для родителей. На общих консультациях обсуждаются интересующие родителей проблемы охраны здоровья детей, лечения заболеваний органов слуха, проблемы подбора и правильного использования слуховых аппаратов и многое другое.
Консультации для родителей в группах посвящаются конкретным вопросам воспитания и обучения детей данного возраста. Сообщения педагогов должны носить конкретный характер, быть доступными для родителей, сопровождаться демонстрацией примеров, привлечением различных дидактических средств. Тематикой консультаций могут быть такие вопросы, как «Работа по развитию речи в семье», «Использование письменной формы речи», «Работа по развитию слухового восприятия», «Ознакомление детей с природой». Формы работы могут быть разнообразными — как в виде докладов сурдопедагогов, воспитателей, так и в вопросно-ответной форме.
Важной и полезной формой работы является организация родительских конференций, целью которых является распространение опыта работы родителей по воспитанию и обучению детей в семье. Такие конференции проводятся 1—2 раза в год. Их подготавливают администрация детского сада, родительский комитет, педагоги. На этих конференциях родители делятся опытом воспитания детей в семье, раскрывают формы и содержание работы по различным направлениям, например воспитание трудолюбия, формирование взаимоотношений с ребенком в семье, физическое воспитание. Очень часто наиболее активные родители стремятся передать свой опыт по наиболее трудным и специфическим разделам работы: по развитию речи, развитию слухового восприятия и по другим актуальным вопросам. Как правило, родители демонстрируют много интересных пособий, игр, фотографии, видео- и аудиозаписи, знакомство с которыми полезно как другим родителям, так и педагогам. Такие конференции имеют значительное влияние на родителей, которые прежде сомневались в своих педагогических возможностях или не верили в способности своего ребенка. На родительских конференциях создается теплая дружеская обстановка, формируется единый коллектив родителей и педагогов. К проведению родительских конференций в дошкольном учреждении разворачиваются выставки детских работ. Интересным продолжением конференций являются детские концерты, на которых дети выступают с танцами, чтением стихов, инсценировками.
Одной из форм работы с родителями являются также дни открытых дверей, в течение которых родители могут посетить фронтальные и индивидуальные занятия в старших группах, понаблюдать за общением детей и их занятиями на прогулках, во время проведения режимных моментов, встретиться и побеседовать с педагогами, старшим воспитателем, заведующей. Открытые занятия в ясельной и младшей группах можно организовать таким образом, чтобы дети не видели родителей, т. е. родители могут наблюдать за детьми из смежной комнаты, из-за ширмы. Целесообразно также приглашать на дни открытых дверей тех родителей, которые недавно получили путевку в данное дошкольное учреждение. Такие посещения, наблюдения за детьми позволяют родителям составить представление об обстановке в детском саду, стиле и методах педагогической работы с детьми. Нередко посещения дошкольного учреждения в день открытых дверей позволяют родителям утвердиться в своем желании воспитывать ребенка в специальном дошкольном учреждении, а в некоторых случаях - наоборот, мобилизовать свои силы и организовать воспитание и обучение ребенка в семье.
Важнейшей задачей сотрудников детского сада является создание единого коллектива в лице детей, педагогов и родителей. Формирование доверия, общего участия в судьбе ребенка лучше всего обеспечивается в организации таких неформальных событий, как проведение общих праздников в детском саду, празднование дней рождения детей дома или в детском саду, организация выставок работ детей, совместных экскурсий и поездок.
Полезной и интересной формой работы с родителями является проведение утренников, праздников в детском саду, к участию в которых приглашаются родители. Важно, что родители ВИДЯТ СВОИХ детей в праздничной обстановке, могут оценить результаты работы по музыкальному воспитанию, развитию речи, получают положительные впечатления. Наиболее интересны для детей праздники, когда родители вместе с ними участвуют в играх, танцах. Помимо участия в праздниках родителей можно привлекать к организации экскурсий, походов, фото- и видеосъемке детей. Родители могут помогать педагогам в подготовке дидактического материала (табличек, книжек-самоделок, наборных полотен, дидактических игр), размножении методических материалов.
Одной из форм работы с родителями является использование различных наглядных материалов: выставок детских работ, оформление информационных стендов, так называемых уголков для родителей. Знакомство с продуктами детской деятельности — рисунками, лепными поделками, панно и аппликациями и др. — производит на родителей положительное впечатление, а советы воспитателя в связи с обсуждением работы ребенка позволяют организовать работу в данном направлении дома. Демонстрация работ детей без комментария воспитателя не дает большого эффекта, так как родители не всегда понимают задачи работы, степень самостоятельности ребенка при ее выполнении. При обсуждении работы ребенка важно показать продвижение ребенка, сравнить ее с предыдущими рисунками или поделками, которые хранятся в группе.
В уголках для родителей содержится полезная для них информация. Целесообразно иметь данные организационного порядка: состав детей группы, точные имена и фамилии педагогов, режим дня, расписание занятий. Такая информация позволяет родителям владеть точными сведениями о жизни детей в детском саду. Как правило, в уголках для родителей содержатся педагогические рекомендации по различным направлениям воспитания, подготовленные педагогами группы или представленные в виде материалов статей из журналов, газет. Особенно часто в уголках для родителей помещаются статьи из журналов «В едином строю» (рубрика «Университет для родителей»), «Дефектология», «Дошкольное воспитание». Целесообразно размещать в уголках для родителей новые книги по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста, новинки специальной литературы. Здесь же могут размещаться интересные пособия, дневники, записи родителей по воспитанию детей в семье.
В проведении работы с родителями важны последовательность, систематичность, учет их реальных возможностей. От взаимопонимания педагогов и родителей, совместного участия и активности в проведении развивающей и коррекционной работы зависит общий результат.
СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Отличительной чертой и проявлением демократического характера советского народного образования является единое, непрерывное и целенаправленное взаимодействие школы, семьи и общественности в деле воспитания подрастающего поколения.
В нашей стране существует единая система общественного дошкольного и школьного обучения и воспитания детей с недостатками слуха. Наряду с общественным воспитанием большую роль играет семейное воспитание, особенно в дошкольном и начальном школьном периоде развития глухих и слабослышащих детей.
Задачи и содержание семейного воспитания детей разных возрастов
Задачи и содержание семейного воспитания глухих и слабослышащих детей зависят от их возраста. С ростом и развитием ребенка возникают все новые педагогические задачи, преобразуются и усложняются имеющиеся. Одновременно при участии школы с каждым годом растет педагогический опыт и педагогическая культура родителей, что помогает им находить педагогически целесообразные пути и средства воспитания.
На каждом этапе воспитания неслышащего ребенка в семье перед родителями возникают такие задачи, как охрана и укрепление здоровья, предупреждение заболевании, преодоление последствий глухоты, развитие коммуникативных навыков, социальная адаптация, развитие умственных способностей ребёнка, его памяти, мышления, речи; формирование и развитие положительных нравственных качеств; воспитание активной трудовой и общественной позиции личности, развитие ее творческих способностей. Эти задачи решаются с учетом возрастных особенностей и возможностей неслышащего ребенка.
Родители неслышащего дошкольника под руководством сурдопедагога закладывают тот фундамент, на котором впоследствии будет строиться вся дальнейшая работа по обучению и воспитанию. Это — укрепление здоровья и закаливание организма, приучение к определенному ритму жизнедеятельности (режим дня, режим занятий), формирование необходимых психологических предпосылок обучения и воспитания — развитие внимания, подражания, интереса к окружающему миру, закладывание основ коммуникативных связей ребенка с окружающими, эффективной работы по формированию и развитию словесной речи с использованием остаточного слуха и формированию коммуникативных умений детей возможно с самого раннего возраста. Домашняя обстановка позволяет создавать самые разнообразные ситуации для расширения словарного запаса и развития разговорной речи ребенка, для закрепления понятий, произносительных и слуховых умений. Родители должны вести эту работу постоянно и целенаправленно под руководством сурдопедагога.
В дошкольный период в семье закладываются основы нравственного поведения путем упражнения в нравственных поступках, происходит развитие и осознание ребенком таких нравственных качеств, как доброта, правдивость, дисциплинированность и др. При этом надо учитывать, что многие моральные понятия, обычно усваиваемые слышащим ребенком самостоятельно, отсутствуют у глухого, слабослышащего ребенка и их надо специально формировать. Культура, высокая нравственность в отношениях между членами семьи, их положительный пример способствуют овладению неслышащим ребенком нормами и правилами нравственного поведения.
Велика роль семьи в подготовке неслышащего ребенка к школе, к жизни в школьном коллективе. Наряду с простейшими учебными и трудовыми умениями, положительным отношением к учению родители формируют у ребенка навыки самообслуживания, готовят к участию в бытовом и общественно полезном труде. На всех этапах семейного воспитания остается значимым нравственный аспект трудового воспитания — уважительное отношение к труду окружающих, желание и стремление прийти на помощь, умение трудиться самостоятельно, по собственной инициативе и без принуждения, проявлять в труде упорство, стремление получить лучшие результаты, готовность трудиться для пользы общего дела и др.
При поступлении ребенка в школу родители под руководством сурдопедагога помогают ему включиться в новую систему учебной деятельности, приучают к систематической, повседневной учебной работе, работе над речью и развитием остаточного слуха, использованию их в различных видах деятельности. Продолжается развитие и усложнение полученных в дошкольный период умении учебных, коммуникативных, трудовых. Усложняются задачи развития памяти и мышления в связи с овладением общеобразовательными предметами. В чтении, в общении, в различных видах совместной деятельности родители расширяют кругозор неслышащего школьника, развивают в нем интерес к знаниям, потребность к чтению. В этих целях родители используют и совместно проведенное время досуга: посещение музеев, выставок, спектаклей, экскурсии, походы, встречи и общение с интересными для ребенка людьми. Семейный досуг неслышащего школьника любого возраста наполнен разнообразной деятельностью, направленной на развитие у него творчества, фантазии, различных ручных умений (моделирование, лепка, вязание, выпиливание, изготовление поделок из естественного материала, фотография и многое другое). Обычно это бывает в тех семьях, где мать или отец сами увлечены тем или иным делом и приобщают к нему ребенка.
Взросление, жизнь в коллективе сверстников требует от ребенка сложных форм социального поведения, отвечающих моральным и нравственным нормам социалистического общества. Помимо личного примера родителей в воспитательных целях используются теперь положительные примеры из художественной литературы, спектаклей, кинофильмов, телепередач, из школьной жизни, из взаимоотношений со сверстниками. Совместно с сурдопедагогом родители работают над воспитанием у ребенка культуры общения, культуры внешнего вида, точности, ответственности, обязательности. В конкретных житейских ситуациях учат выбирать правильную линию поведения, соответствующую общепринятым нормам, формируют навыки социально-бытовой ориентировки и общения при выполнении различных домашних поручений (покупка в магазине, коммунальные платежи, посещение предприятий бытового обслуживания).
В старшем школьном возрасте складывается мировоззрение, моральное сознание, появляется конкретная нравственная позиция, определенное отношение к себе, окружающим, родителям, учителям и воспитателям. Задача родителей на этом этапе — в единстве со школой умно и тактично оказывать молодому человеку, девушке помощь в решении возникающих у них проблем, в формировании на конкретных примерах адекватной моральной и нравственной позиции, материалистического мировоззрения. Родители должны стремиться развивать у детей общественную активность и потребность в трудовой деятельности на благо общества. Родители вместе со школой формируют у старшеклассников убежденность в необходимости образования, самообразования, их непрерывность. Они также помогают в развитии навыков самостоятельной учебно-познавательной, трудовой деятельности. В этот возрастной период семья оказывает специальной школе помощь в профессиональной ориентации учащихся. Родители заинтересованы в том, чтобы их ребенок получил профессию, соответствующую его интересам, склонностям, реальным возможностям и потребностям социалистического общества. Исследования показывают, что глухие и слабослышащие подростки часто следуют советам взрослых в выборе профессии.
Важен вклад семьи в подготовку глухих и слабослышащих старшеклассников к будущей семейной жизни. Успешность участия родителей в этой работе прямо зависит от наличия взаимопонимания между ребенком и взрослыми в семье, от умения родителей общаться с ребенком словесной речью, использовать словесные методы воспитания. Немало способствуют этому личный пример родителей, деятельное участие ребенка во всех делах семьи — хозяйственных, распределении семейного бюджета, соблюдении семейных традиций.
Успешность семейного воспитания обеспечивается рядом условий: раннее начало коррекционного воздействия семьи на неслышащего ребенка; предотвращение социальной изоляции ребенка путем развития средств коммуникации; ориентация на потенциальные возможности ребенка.