logo
уср семья

Формы работы с семьей

Работа педагогического коллектива специальной школы с ро­дителями глухих и слабослышащих учащихся имеет индивидуаль­ные и коллективные формы: родительские собрания, университет для родителей, конференции родителей, проведение дня открытых дверей для родителей, групповые и индивидуальные беседы и кон­сультации, занятия по классам, участие родителей во внеклас­сных мероприятиях в рамках класса, параллели, школы; деятель­ность родителей в составе родительских комитетов, переписка сурдопедагога и воспитателя с родителями.

Одной из традиционных форм коллективной работы учителя с родителями является родительское собрание. Оно может быть общешкольным или собранием родителей одного класса. Родительское собрание класса используется сурдопедагогом для постановки перед родителями очередных задач семейного воспи­тания, подведения итогов работы, для организации педагогичес­кого всеобуча родителей, для обсуждения актуальных вопросов жизни школы и класса, обмена опытом между родителями. Клас­сные родительские собрания планируются сурдопедагогом и прово­дятся не реже одного раза в четверть. Тематика классных соб­раний согласуется с интересами и предложениями родителей. Сурдопедагог, воспитатель тщательно готовятся к проведению

каждого родительского собрания. Они определяют повестку дня, готовят свои сообщения на собрании и необходимый демонстра­ционный материал, подбирают методическую литературу, которую следует порекомендовать родителям по теме собрания, готовят выступления родителей.

Передовой опыт многих специальных школ показывает, что педагогический всеобуч родителей можно эффективно проводить в общешкольных масштабах через университет для роди­телей, школу дефектологических знаний, которые представляют собой организационные формы массового обучения родителей силами педагогического коллектива специальной шко­лы. Занятия университета, школы проводятся 1 раз в месяц и включают в себя общешкольные лекции и занятия по классам. Тематика общешкольных лекций посвящена общим вопросам сур­допедагогики, сурдопсихологии, в то время как занятия по клас­сам обогащают родителей знаниями и навыками, необходимыми для воспитания глухого или слабослышащего ребенка конкрет­ного возраста. Родителей учат, например, дактильной азбуке и использованию ее на начальном этапе обучения неслышащего ребенка в специальной школе, обучают проведению в домашних условиях упражнений, игр по развитию остаточного слуха ребен­ка. Особенно эффективны лекции и занятия с родителями, когда они подкреплены той или иной методической литературой, широко доступной родителям, позволяющей овладевать им некоторыми знаниями и навыками самостоятельно.

Эффективной формой коллективной работы с родителями яв­ляется проведение родительских конференций. Они про­водятся 1—2 раза в год и предназначены для обмена передовым педагогическим опытом между родителями, для повышения пе­дагогической культуры родителей, расширения их кругозора. Конференцию готовят сурдопедагог и воспитатель класса, члены родительского комитета. К конференции готовится тематическая выставка работ учащихся, могут быть подготовлены фотомонтаж, выставка педагогической литературы по теме конференции, маг­нитофонные записи речи детей, видеозаписи, демонстрации дея­тельности учащихся. По окончании конференции ее материалы передаются в методический кабинет школы и используются в дальнейшей работе.

Специальная школа систематически проводит для родителей день открытых дверей. В этот день родители могут посе­тить уроки, внеклассные занятия, индивидуальные занятия с учащимися, попутно получить консультацию у сурдопедагога и воспитателя. В этот же день они могут встретиться с директором школы и его заместителями по учебно-воспитательной работе и получить ответы на интересующие их вопросы. Планируются выступления перед родителями (эти выступления могут идти и в рамках общешкольного родительского собрания) старшей пионер­ской вожатой, библиотекаря, врача школы. Дни открытых дверей пополняют педагогический багаж родителей, позволяют им увидеть своего ребенка в условиях школы-интерната, особенности его деятельности, поведения в этих условиях, влияния на него коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Родители устанавливают более тесные контакты с педагогическим коллек­тивом специальной школы, познают творческую лабораторию учителя, воспитателем, наглядно учатся тем или иным специаль­ным методам, приемам работы со своим ребенком.

Индивидуальные формы работы сурдопедагога и воспитателя с родителями (индивидуальные консультации, беседы) требуют не только хорошей профессиональной подготовки, но и знания психологии общения, проявления этики и такта, чуткости и вни­мания к каждому родителю.

Индивидуальные формы работы с родителями наиболее удоб­ны для проведения с ними воспитательной работы, оказания ме­тодической помощи, анализа трудностей и причин неуспеваемости конкретного ребенка, для изучения условий семейного воспитания.

Индивидуальные беседы с родителями требуют от сурдопедагога, воспитателя предварительной подготовки: необхо­димо просмотреть новинки литературы по теме предстоящей беседы, подготовиться к квалифицированному объяснению, по­добрать доказательства, если надо в чем-то убедить родителя, наметить конкретные рекомендации для исправления сложивше­гося положения. Тон беседы всегда спокойный, доброжелательный, без упреков в адрес родителя и ребенка. Во время работы с ро­дителями сурдопедагог, воспитатель не отвлекается на посторон­ние дела, не проявляет нетерпения и торопливости. Беседа долж­на расположить родителя к собеседнику, вызвать его на откровен­ный разговор.

С первых дней обучения неслышащего ребенка в специальной школе педагогический коллектив привлекает родителей к участию во внеклассных мероприятиях, укрепляя тем самым их связь со школой, обогащая их педагогический опыт в практической воспи­тательной деятельности с учащимися. Форма и степень участия родителей определяется их интересами, индивидуальными склон­ностями, способностями, наличием свободного времени, готов­ностью к выполнению поручения учителя, воспитателя. Родители могут вести кружки, совместно с учителем и воспитателем орга­низовывать экскурсии, походы, спортивные соревнования, утрен­ники и вечера, мероприятия профориентационного характера, юннатскую работу. Вместе с учащимися класса родители прини­мают активное участие в субботниках, проводимых в школе и на пришкольном участке. Они могут оказывать помощь в оформлении школы, класса. В каждом случае одновременно с получением за­дания родители получают от учителя, воспитателя организацион­ные, методические указания, консультации; в процессе подготов­ки и проведения мероприятия учитель и воспитатель оказывают помощь родителям.

Активное участие родителей в жизни специальной школы-ин­терната, их помощь поощряются руководством и педагогическим коллективом школы, становятся достоянием широкой гласности не только в школе, но и по месту работы родителей.

Для поддержания постоянной связи с родителями в каждом классе (группе) имеется стенд «Уголок для родителей». Назна­чение стенда — поддержание оперативной связи с родителями, передача им необходимой информации учителем и воспитателем (задания для домашней работы, объявления, графики проведения внеклассных мероприятий с участием родителей, информация о решениях родительского комитета класса и выполнении этих ре­шений и др.) Материалы «Уголка для родителей» отражают уча­стие родителей во внеклассной воспитательной работе с учащи­мися класса.

Переписку с родителями сурдопедагог и воспитатель ведут в тех случаях, когда учащиеся средних и старших классов уже не остаются на вторую половину дня в интернате, а едут домой, а также тогда, когда родители не могут часто бывать в школе в силу удаленности дома от школы и дети живут в школе- интернате всю учебную четверть, бывая дома только на канику­лах. В первом случае учитель и воспитатель периодически инфор­мируют родителей об успехах ребенка, консультируют их по различным вопросам семейного воспитания, дают задания воспи­тательного характера, проверяют их выполнение. Во втором слу­чае родителей информируют о жизни ребенка в школе-интернате, его успехах, активизируют родителей на поддержание переписки с ребенком, советуют, как лучше ее организовать.

Своеобразие воспитания неслышащего ребенка в семье глухих требует от педагогического коллектива специальной школы осо­бого подхода в работе с этой категорией семей. Практика пока­зывает, что неслышащие дети из семей глухих обладают, как правило, к началу школьного обучения большим, чем их неслы­шащие сверстники из семей слышащих, социальным и нравствен­ным опытом, жизненным кругозором. Это объясняется тем, что в семье глухих быстрее налаживается общение с ребенком на ос­нове жестовой и дактильной речи, что позволяет глухим родите­лям шире осуществлять педагогическое воздействие на ребенка в области нравственного, трудового, физического воспитания, полнее объяснять те или иные события окружающей жизни, по­ступки ребенка, чем слышащим родителям. Однако особенности внутрисемейного общения и взаимоотношений с окружающей сре­дой, меньшие возможности использования средств массовой ин­формации и культуры, наличие объективных трудностей в ока­зании педагогической помощи ребенку (невозможность работы над развитием остаточного слуха и произношения, трудности в общении словесной речью) — все эти факторы уже в дошкольный период снижают возможности семьи в коррекционном обучении и воспитании неслышащего ребенка. Позже, в период школьного обучения, несмотря на тесную связь и взаимопонимание ребенка с глухими родителями, последние не всегда могут оказывать ему помощь в необходимом объеме. В силу указанных особенностей глухие родители нуждаются в индивидуальной работе с ними со стороны учителя и воспитателя. Глухие родители активно сотрудничают со специальной школой, участвуют во внеклассной вос­питательной работе, оказывают помощь школе при условии, если им даются посильные индивидуальные задания.