Формы работы с семьей
Работа педагогического коллектива специальной школы с родителями глухих и слабослышащих учащихся имеет индивидуальные и коллективные формы: родительские собрания, университет для родителей, конференции родителей, проведение дня открытых дверей для родителей, групповые и индивидуальные беседы и консультации, занятия по классам, участие родителей во внеклассных мероприятиях в рамках класса, параллели, школы; деятельность родителей в составе родительских комитетов, переписка сурдопедагога и воспитателя с родителями.
Одной из традиционных форм коллективной работы учителя с родителями является родительское собрание. Оно может быть общешкольным или собранием родителей одного класса. Родительское собрание класса используется сурдопедагогом для постановки перед родителями очередных задач семейного воспитания, подведения итогов работы, для организации педагогического всеобуча родителей, для обсуждения актуальных вопросов жизни школы и класса, обмена опытом между родителями. Классные родительские собрания планируются сурдопедагогом и проводятся не реже одного раза в четверть. Тематика классных собраний согласуется с интересами и предложениями родителей. Сурдопедагог, воспитатель тщательно готовятся к проведению
каждого родительского собрания. Они определяют повестку дня, готовят свои сообщения на собрании и необходимый демонстрационный материал, подбирают методическую литературу, которую следует порекомендовать родителям по теме собрания, готовят выступления родителей.
Передовой опыт многих специальных школ показывает, что педагогический всеобуч родителей можно эффективно проводить в общешкольных масштабах через университет для родителей, школу дефектологических знаний, которые представляют собой организационные формы массового обучения родителей силами педагогического коллектива специальной школы. Занятия университета, школы проводятся 1 раз в месяц и включают в себя общешкольные лекции и занятия по классам. Тематика общешкольных лекций посвящена общим вопросам сурдопедагогики, сурдопсихологии, в то время как занятия по классам обогащают родителей знаниями и навыками, необходимыми для воспитания глухого или слабослышащего ребенка конкретного возраста. Родителей учат, например, дактильной азбуке и использованию ее на начальном этапе обучения неслышащего ребенка в специальной школе, обучают проведению в домашних условиях упражнений, игр по развитию остаточного слуха ребенка. Особенно эффективны лекции и занятия с родителями, когда они подкреплены той или иной методической литературой, широко доступной родителям, позволяющей овладевать им некоторыми знаниями и навыками самостоятельно.
Эффективной формой коллективной работы с родителями является проведение родительских конференций. Они проводятся 1—2 раза в год и предназначены для обмена передовым педагогическим опытом между родителями, для повышения педагогической культуры родителей, расширения их кругозора. Конференцию готовят сурдопедагог и воспитатель класса, члены родительского комитета. К конференции готовится тематическая выставка работ учащихся, могут быть подготовлены фотомонтаж, выставка педагогической литературы по теме конференции, магнитофонные записи речи детей, видеозаписи, демонстрации деятельности учащихся. По окончании конференции ее материалы передаются в методический кабинет школы и используются в дальнейшей работе.
Специальная школа систематически проводит для родителей день открытых дверей. В этот день родители могут посетить уроки, внеклассные занятия, индивидуальные занятия с учащимися, попутно получить консультацию у сурдопедагога и воспитателя. В этот же день они могут встретиться с директором школы и его заместителями по учебно-воспитательной работе и получить ответы на интересующие их вопросы. Планируются выступления перед родителями (эти выступления могут идти и в рамках общешкольного родительского собрания) старшей пионерской вожатой, библиотекаря, врача школы. Дни открытых дверей пополняют педагогический багаж родителей, позволяют им увидеть своего ребенка в условиях школы-интерната, особенности его деятельности, поведения в этих условиях, влияния на него коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Родители устанавливают более тесные контакты с педагогическим коллективом специальной школы, познают творческую лабораторию учителя, воспитателем, наглядно учатся тем или иным специальным методам, приемам работы со своим ребенком.
Индивидуальные формы работы сурдопедагога и воспитателя с родителями (индивидуальные консультации, беседы) требуют не только хорошей профессиональной подготовки, но и знания психологии общения, проявления этики и такта, чуткости и внимания к каждому родителю.
Индивидуальные формы работы с родителями наиболее удобны для проведения с ними воспитательной работы, оказания методической помощи, анализа трудностей и причин неуспеваемости конкретного ребенка, для изучения условий семейного воспитания.
Индивидуальные беседы с родителями требуют от сурдопедагога, воспитателя предварительной подготовки: необходимо просмотреть новинки литературы по теме предстоящей беседы, подготовиться к квалифицированному объяснению, подобрать доказательства, если надо в чем-то убедить родителя, наметить конкретные рекомендации для исправления сложившегося положения. Тон беседы всегда спокойный, доброжелательный, без упреков в адрес родителя и ребенка. Во время работы с родителями сурдопедагог, воспитатель не отвлекается на посторонние дела, не проявляет нетерпения и торопливости. Беседа должна расположить родителя к собеседнику, вызвать его на откровенный разговор.
С первых дней обучения неслышащего ребенка в специальной школе педагогический коллектив привлекает родителей к участию во внеклассных мероприятиях, укрепляя тем самым их связь со школой, обогащая их педагогический опыт в практической воспитательной деятельности с учащимися. Форма и степень участия родителей определяется их интересами, индивидуальными склонностями, способностями, наличием свободного времени, готовностью к выполнению поручения учителя, воспитателя. Родители могут вести кружки, совместно с учителем и воспитателем организовывать экскурсии, походы, спортивные соревнования, утренники и вечера, мероприятия профориентационного характера, юннатскую работу. Вместе с учащимися класса родители принимают активное участие в субботниках, проводимых в школе и на пришкольном участке. Они могут оказывать помощь в оформлении школы, класса. В каждом случае одновременно с получением задания родители получают от учителя, воспитателя организационные, методические указания, консультации; в процессе подготовки и проведения мероприятия учитель и воспитатель оказывают помощь родителям.
Активное участие родителей в жизни специальной школы-интерната, их помощь поощряются руководством и педагогическим коллективом школы, становятся достоянием широкой гласности не только в школе, но и по месту работы родителей.
Для поддержания постоянной связи с родителями в каждом классе (группе) имеется стенд «Уголок для родителей». Назначение стенда — поддержание оперативной связи с родителями, передача им необходимой информации учителем и воспитателем (задания для домашней работы, объявления, графики проведения внеклассных мероприятий с участием родителей, информация о решениях родительского комитета класса и выполнении этих решений и др.) Материалы «Уголка для родителей» отражают участие родителей во внеклассной воспитательной работе с учащимися класса.
Переписку с родителями сурдопедагог и воспитатель ведут в тех случаях, когда учащиеся средних и старших классов уже не остаются на вторую половину дня в интернате, а едут домой, а также тогда, когда родители не могут часто бывать в школе в силу удаленности дома от школы и дети живут в школе- интернате всю учебную четверть, бывая дома только на каникулах. В первом случае учитель и воспитатель периодически информируют родителей об успехах ребенка, консультируют их по различным вопросам семейного воспитания, дают задания воспитательного характера, проверяют их выполнение. Во втором случае родителей информируют о жизни ребенка в школе-интернате, его успехах, активизируют родителей на поддержание переписки с ребенком, советуют, как лучше ее организовать.
Своеобразие воспитания неслышащего ребенка в семье глухих требует от педагогического коллектива специальной школы особого подхода в работе с этой категорией семей. Практика показывает, что неслышащие дети из семей глухих обладают, как правило, к началу школьного обучения большим, чем их неслышащие сверстники из семей слышащих, социальным и нравственным опытом, жизненным кругозором. Это объясняется тем, что в семье глухих быстрее налаживается общение с ребенком на основе жестовой и дактильной речи, что позволяет глухим родителям шире осуществлять педагогическое воздействие на ребенка в области нравственного, трудового, физического воспитания, полнее объяснять те или иные события окружающей жизни, поступки ребенка, чем слышащим родителям. Однако особенности внутрисемейного общения и взаимоотношений с окружающей средой, меньшие возможности использования средств массовой информации и культуры, наличие объективных трудностей в оказании педагогической помощи ребенку (невозможность работы над развитием остаточного слуха и произношения, трудности в общении словесной речью) — все эти факторы уже в дошкольный период снижают возможности семьи в коррекционном обучении и воспитании неслышащего ребенка. Позже, в период школьного обучения, несмотря на тесную связь и взаимопонимание ребенка с глухими родителями, последние не всегда могут оказывать ему помощь в необходимом объеме. В силу указанных особенностей глухие родители нуждаются в индивидуальной работе с ними со стороны учителя и воспитателя. Глухие родители активно сотрудничают со специальной школой, участвуют во внеклассной воспитательной работе, оказывают помощь школе при условии, если им даются посильные индивидуальные задания.