Тема: дидактика детского сада
Вопросы для обсуждения:
Основные понятия темы.
Своеобразие учебной деятельности в дошкольном возрасте.
Понятие «необучаемость» применительно к ребенку-дошкольнику.
Современные подходы к обучению детей в детском саду: образовательные области, методы обучения и формы его организации в условиях ДОУ.
Литература:
Дошкольная педагогика /Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. – М.: Просвещение, 1988. – Ч. 2.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 1999. – С.208-228.
Личностно-ориентированная дидактика // Психология воспитания / Под ред. В.А. Петровского. – М., 1995.
Михайленко Н., Короткова Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к изменению содержания // Дошкольное воспитание. – 1991. - №5-6.
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Усова А.П. Обучение в детском саду. – М., 1981.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
Задание:
Выписать основные понятия и составить таблицу на развороте тетрадного листа: «дидактика»; «обучение»; «учение»; «преподавание»; «образование»; «образованность»; «самообразование»; «содержание образования»; «цель обучения»; «принципы обучения»; «методы обучения»; «формы организации обучения», «учебный процесс».
Таблица 1
Основные категории дидактики
Понятие | Источник | |||||
Ю.К Бабанский | П.И. Пидкасистый | И.П. Подласый | И.Ф. Харламов | В.И. Логинова | С.А. Козлова | |
|
|
|
|
|
|
|
Прочитать монографию А.П. Усовой (6 источник) и письменно ответить на вопросы (объем 1,5 – 2 страницы).
Чем А.П. Усова обосновывает необходимость обучения детей в детском саду?
Чем определяется содержание обучения?
Как обучение связано с другими видами деятельности ребенка (игра, труд)?
В чем своеобразие учебной деятельности ребенка дошкольного возраста? Какими учебными умениями он овладевает в ходе обучения?
В чем сущность явления необучаемости у дошкольников?
В чем состоит роль образца и речи воспитателя на занятии и подражательной деятельности ребенка? Является ли подражательная деятельность тормозом детского творчества? Почему?
Сделайте вывод о значении книги А.П. Усовой для современной дидактики детского сада?
Подготовьтесь к участию в деловой игре «Научно-практическая конференция по проблеме обучения дошкольников в современном детском саду». В повестке дня конференции вопросы:
Нужно ли обучать детей в детском саду? Приведите аргументы «за» и «против».
В чем своеобразие обучения дошкольников? Как этот вопрос рассматривается в классических и современных научных исследованиях?
Возможно ли использование проблемно-поисковых методов в обучении дошкольников? Каким образом?
Необходимо уметь подтвердить свое суждение данными научных исследований, опытом практики работы дошкольных учреждений, освещенных в периодической печати («Дошкольное воспитание», «Обруч», «Педагогика»). Важно, чтобы в ответах прозвучал ответ на вопрос, какие изменения в задачах, содержании обучения дошкольников происходят на современном этапе, почему это происходит.
Подобрать высказывания ученых, педагогов, писателей, общественных деятелей о процессе обучения, о значении обучения, структуре обучения, принципах обучения, закономерностях обучения (по 3 высказывания).
Разработать 2 образовательные развивающие ситуации (для детей младшего и старшего дошкольного возраста), направленные на решение задач 4 образовательных областей.
Семинар 3
- Тема: социально-нравственное воспитание дошкольников Вопросы для обсуждения:
- Тема: дидактика детского сада
- Тема: средства и условия умственного воспитания детей дошкольного возраста
- Тема: формирование познавательных интересов детей дошкольного возраста
- Тема: сенсорное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с предметами
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, т.С. Комаровой, м.А. Васильевой. – м.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Задачи и содержание ознакомления дошкольников с предметным миром
- Тема: современные подходы к планированию воспитательно-образовательной работы в детском саду
- Задание