Тема: средства и условия умственного воспитания детей дошкольного возраста
Вопросы для обсуждения:
Понятие «системные знания», педагогическая технология их формирования у детей дошкольного возраста.
Средства умственного воспитания:
а) основные виды деятельности: игра, труд, изобразительная деятельность и конструирование, познавательная и речевая деятельность, обучение и др.;
б) детская литература;
в) специальные дидактические материалы.
3. Условия умственного воспитания:
а) совершенствование и развитие основных видов деятельности;
б) насыщенность жизни детей разнообразными видами деятельности;
в) организация материальной среды;
г) взаимосвязь средств умственного воспитания.
4. Педагогические условия развития умственной активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Литература:
Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание в процессе ознакомления с природой. – М.: Просвещение, 1982. – 112 с.
Годовикова Д. Формирование познавательной активности у детей // Дошкольное воспитание. – 1986. - №1.
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб., 1996.
Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988. – С.127-134.
Дьяченко О.М., Булычева А.И., Варенцова Н.С. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие».– М.: Новая школа,1996. - С.33-43.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 1998. – С.138-166.
Логинова В.И. Формирование познавательной деятельности у детей в процессе освоения системных знаний // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста: Межвуз.сб.науч.тр. /Отв.ред. Т.И. Бабаева. – Ленинград, 1987. – С.3-11.
Матвеева А.К. Роль труда в умственном воспитании детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 28 Герценовские чтения: Науч.докл. / Под ред. В.И. Логиновой. – Ленинград, 1976. – С.29-34.
Никитин Б. Развивающие игры. – М., 1985.
Парамонова Л., Урадовских Г. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей // Дошкольное воспитание. – 1985. - №7.
Петровский В.А., Клорина Л.Н., Смывина Л.Н., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 1992.
Печникова Е. Секреты Монтессори – класса // Обруч. – 1996. - №2. - С.13.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. – М.: Просвещение, 1985.
Умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова. – М.: Педагогика, 1972. - С.52-85.
Задания:
Пользуясь словарями и энциклопедиями, определить сущность понятия «система». Разработать модель, в которой наглядно раскрываются основные признаки данного понятия (целостность, наличие определенной структуры, взаимосвязь компонентов и т.д.). Представить модели на занятии.
Исходя из исследований В.И. Логиновой, определите отличительные признаки, характеризующие системные и систематизированные знания. Используя ключевые слова, заполнить таблицу 1.
Таблица 1
Характеристика знаний для дошкольников
Отличительные признаки знаний | Системные знания | Систематизированные знания |
Содержание знаний | Понятие | ? |
Структура знаний | ? Например: ? | Внешние признаки (например, цвет, форма, величина) |
Ведущая познавательная деятельность | Мышление (операции анализа, синтеза и др.) | ? |
Стратегия формирования | ? | Накопление фактов, их группировка по общему признаку |
Проанализировать содержание образовательных программ «Детство» и «От рождения до школы», определить разделы программы, в которых представлено содержание знаний, отвечающее принципу системности. Доказать правильность выбора, опираясь на теоретические положения исследования В.И. Логиновой.
Выбрав один из видов детской деятельности, привести доказательства его применения в педагогическом процессе ДОУ как средства умственного воспитания дошкольников.
Раскрыть сущность понятия «умственная активность» применительно к детям дошкольного возраста, определить основные условия ее развития в практике детского сада. Составить опорный конспект ответа, подчеркнуть ключевые слова или их сочетания. Объем работы – не более 1 страницы рукописного текста.
Разработать 2-3 проблемные ситуации, направленные на развитие умственной активности детей младшего или старшего дошкольного возраста, которые могут быть сконструированы в практике детского сада или семейного воспитания. Привести аргументы, доказывающие соответствие проблемных ситуаций основным условиям развития умственной активности детей. Задание может быть выполнено рабочей группой из 4-5 студентов.
Семинар 4
- Тема: социально-нравственное воспитание дошкольников Вопросы для обсуждения:
- Тема: дидактика детского сада
- Тема: средства и условия умственного воспитания детей дошкольного возраста
- Тема: формирование познавательных интересов детей дошкольного возраста
- Тема: сенсорное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с предметами
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, т.С. Комаровой, м.А. Васильевой. – м.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Задачи и содержание ознакомления дошкольников с предметным миром
- Тема: современные подходы к планированию воспитательно-образовательной работы в детском саду
- Задание