logo
СМ ДП 3 ТЕХН ДОШК

Тема: средства и условия умственного воспитания детей дошкольного возраста

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие «системные знания», педагогическая технология их формирования у детей дошкольного возраста.

  2. Средства умственного воспитания:

а) основные виды деятельности: игра, труд, изобразительная деятельность и конструирование, познавательная и речевая деятельность, обучение и др.;

б) детская литература;

в) специальные дидактические материалы.

3. Условия умственного воспитания:

а) совершенствование и развитие основных видов деятельности;

б) насыщенность жизни детей разнообразными видами деятельности;

в) организация материальной среды;

г) взаимосвязь средств умственного воспитания.

4. Педагогические условия развития умственной активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание в процессе ознакомления с природой. – М.: Просвещение, 1982. – 112 с.

  2. Годовикова Д. Формирование познавательной активности у детей // Дошкольное воспитание. – 1986. - №1.

  3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб., 1996.

  4. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988. – С.127-134.

  5. Дьяченко О.М., Булычева А.И., Варенцова Н.С. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие».– М.: Новая школа,1996. - С.33-43.

  6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 1998. – С.138-166.

  7. Логинова В.И. Формирование познавательной деятельности у детей в процессе освоения системных знаний // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста: Межвуз.сб.науч.тр. /Отв.ред. Т.И. Бабаева. – Ленинград, 1987. – С.3-11.

  8. Матвеева А.К. Роль труда в умственном воспитании детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 28 Герценовские чтения: Науч.докл. / Под ред. В.И. Логиновой. – Ленинград, 1976. – С.29-34.

  9. Никитин Б. Развивающие игры. – М., 1985.

  10. Парамонова Л., Урадовских Г. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей // Дошкольное воспитание. – 1985. - №7.

  11. Петровский В.А., Клорина Л.Н., Смывина Л.Н., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 1992.

  12. Печникова Е. Секреты Монтессори – класса // Обруч. – 1996. - №2. - С.13.

  13. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. – М.: Просвещение, 1985.

  14. Умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова. – М.: Педагогика, 1972. - С.52-85.

Задания:

  1. Пользуясь словарями и энциклопедиями, определить сущность понятия «система». Разработать модель, в которой наглядно раскрываются основные признаки данного понятия (целостность, наличие определенной структуры, взаимосвязь компонентов и т.д.). Представить модели на занятии.

  2. Исходя из исследований В.И. Логиновой, определите отличительные признаки, характеризующие системные и систематизированные знания. Используя ключевые слова, заполнить таблицу 1.

Таблица 1

Характеристика знаний для дошкольников

Отличительные признаки знаний

Системные знания

Систематизированные знания

Содержание знаний

Понятие

?

Структура знаний

?

Например: ?

Внешние признаки (например, цвет, форма, величина)

Ведущая познавательная деятельность

Мышление (операции анализа, синтеза и др.)

?

Стратегия формирования

?

Накопление фактов, их группировка по общему признаку

  1. Проанализировать содержание образовательных программ «Детство» и «От рождения до школы», определить разделы программы, в которых представлено содержание знаний, отвечающее принципу системности. Доказать правильность выбора, опираясь на теоретические положения исследования В.И. Логиновой.

  2. Выбрав один из видов детской деятельности, привести доказательства его применения в педагогическом процессе ДОУ как средства умственного воспитания дошкольников.

  3. Раскрыть сущность понятия «умственная активность» применительно к детям дошкольного возраста, определить основные условия ее развития в практике детского сада. Составить опорный конспект ответа, подчеркнуть ключевые слова или их сочетания. Объем работы – не более 1 страницы рукописного текста.

  4. Разработать 2-3 проблемные ситуации, направленные на развитие умственной активности детей младшего или старшего дошкольного возраста, которые могут быть сконструированы в практике детского сада или семейного воспитания. Привести аргументы, доказывающие соответствие проблемных ситуаций основным условиям развития умственной активности детей. Задание может быть выполнено рабочей группой из 4-5 студентов.

Семинар 4