1. Предмет педагогической науки
Отрасль педагогики является одной из самых древних и имеет свое начало вместе с началом существования общества. Только благодаря развитию производственной, духовной и социальной сторон общества и передачи опыта своим потомкам стало возможно говорить об общественном прогрессе. Чем больше накапливало опыта человечество, тем более сложной становилась возможность передавать его потомству, теперь для передачи опыта необходимо специально организованное воспитание, которое осуществляло бы целенаправленную передачу подрастающему поколению опыта человечества.
Важнейшей предпосылкой развития общества стали образование и воспитание, которые стали неотъемлемой потребностью общества.
В определенный момент развития общества воспитание стало осуществляться как общественная функция,т. е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются люди, профессией которых является обучать и передавать опыт, накопленный человечеством.
Термин «педагогика» ведет свое происхождение из Древней Греции, и определяется это понятие как наука о воспитании. Тогда педагогом был раб, который обязан был присматривать за детьми господина, сопровождать их в школу. Дословно педагог, а тогда пейдагогос (пейда – ребенок, гогос – вести) и обозначал «детоводитель». И только намного позже педагогами стали называть людей, которые обучали детей, а также занимались их непосредственным воспитанием. Следовательно, именно от этого слова и получила свое название педагогика как наука о воспитании.
Педагогика как самостоятельная наука была выделена в XVII в. из ряда философских наук.
Таким образом, педагогика стала самостоятельной дисциплиной, имеющей свой предмет и объект исследования. Традиционно для того времени педагогика определяется через воспитание. Ю.К. Бабанский определил педагогическую науку как науку о воспитании, а ее функцией назвал воспитание общества. Б.Т. Лихачев считал, что функцией педагогики являются определенные законы процесса воспитания. А вот В.П. Беспалько считает, что педагогика – это наука, в которой накоплен опыт передачи знаний человечества и методов воспитания нового поколения. Но В. Безрукова отмечает, что предметом педагогики являются воспитательные отношения, которые обеспечивают развитие человечества.
Все мнения отличаются друг от друга, но только в одном они схожи: педагогика – это наука о воспитании.
Но уже в конце XX в. педагогическая наука стала основной категорией образования. Следовательно, предмет педагогики – это образование как реальный целостный предмет, который целенаправленно организуется в специальных социальных институтах, таких как семья, образовательные учреждения, культурно-воспитательные учреждения.
Таким образом, педагогика как наука сформировалась в XVII в. из ряда философских наук. Наука о воспитании стала больше внимания уделять именно образованию, поэтому педагогика стала выступать как наука, изучающая сущность, закономерности педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.
- Юлия Михайловна Войтина Педагогика
- 1. Предмет педагогической науки
- 2. Категории педагогики
- 3. Задачи педагогической науки
- 4. Связь педагогики с другими науками
- 5. Методы педагогических исследований
- 6. Система педагогических наук
- 7. Профессиональная педагогика
- 8. Функции социального института образования
- 9. Педагогика: наука и практика
- 10. Становление педагогики в россии
- 11. Организационные формы обучения
- 12. Отечественная педагогика
- 13. Цели и задачи педагогики
- 14. Объект педагогики
- 15. Виды педагогической деятельности
- 16. Личность как объект и предмет педагогики
- 17. Цель формирования личности
- 18. Принципы формирования личности
- 19. Противоречия и трудности формирования личности
- 20. Общность как объект и предмет педагогики
- 21. Общество и его педагогические сферы
- 22. Сущность воспитания и воспитанности
- 23. Место воспитания в педагогической системе
- 24. Концептуальные основы педагогики
- 25. Содержательные принципы воспитания
- 26. Организационные принципы воспитания
- 27. Методические принципы воспитания
- 28. Организация воспитания
- 29. Методы воспитания
- 30. Способы практического воспитания
- 31. Нравственное воспитание
- 32. Другие виды воспитания
- 33. Педагогическая сущность образования
- 34. Система образования в стране
- 35. Общие понятия о дидактике
- 36. Структура педагогического процесса
- 37. Педагогические цели
- 38. Содержание образования
- 39. Теория образования
- 40. Сущность обучения
- 41. Педагогические принципы
- 42. Дидактические принципы высшей и средней школы
- 43. Методы обучения и воспитания
- 44. Дидактика и педагогическое мастерство
- 45. Развитость и развитие личности в педагогике
- 46. Принципы развития личности
- 47. Средства и формы педагогического процесса
- 48. Развитие мышления
- 49. Гуманитарное развитие
- 50. Демократическое развитие
- 51. Экономическое развитие
- 52. Основы специального развития
- 53. Педагогическое проектирование
- 54. Педагогические системы
- 55. Средства обучения
- 56. Этапы педагогического проектирования
- 57. Формы и принципы педагогического проектирования
- 58. Проектирование педагогического объекта
- 59. Виды педагогического творчества
- 60. Педагогические технологии и технология обучения
- 61. Проектирование технологии обучения
- 62. Основные дидактические концепции
- 63. Законы и закономерности обучения
- 64. Теория поэтапного формирования умственных действий
- 65. Этапы формирования умственного действия и типы учения
- 66. Развивающее обучение
- 67. Интенсификация обучения
- 68. Групповые формы учебной деятельности
- 69. Сущность проблемы обучения
- 70. Методы обучения
- 71. Методика, технологии и методические системы
- 72. Цели и условия успешного проблемного обучения
- 73. Основные формы проблемного обучения
- 74. Совместная продуктивная деятельность
- 75. Модульное обучение
- 76. Виды рейтингового контроля при модульном обучении
- 77. Открытые системы интенсивного обучения
- 78. Информационные технологии
- 79. Инновационное обучение
- 80. Программированое обучение. Основные принципы и достоинства
- 81. Традиционные технологии обучения
- 82. Программированное обучение
- 83. Производственно– профессиональное обучение
- 84. Основные виды образовательных учреждений
- 85. Государственные образовательные стандарты и образовательные программы
- 86. Инновации в образовании
- 87. Общая методика формирования знаний
- 88. Общая методика формирования навыков
- 89. Общая методика формирования умений
- 90. Профессиональное обучение взрослых в организациях