12. Отечественная педагогика
Время с начала XVIII по начало XX вв. можно считать эпохой становления и развития образования в России и отечественной педагогики.
Реформы Петра I позволили открыть для русской педагогики опыт и достижения западно-европейских наук. В это время стали появляться сторонники полного переноса зарубежного опыта в российскую педагогику.
Но также были и «педагоги-славянофилы», которые были категорически против преемственности из западного образования. Эти два направления конкурировали на протяжении последующих двухсот лет, вплоть до 1917 г.
Большой вклад в развитие отечественной педагогики внес Михаил Юрьевич Лермонтов (17111765). Он первым стал искать связь между прогрессом российского опыта и развитием науки и просвещения. Именно по его проекту в 1755 г. был открыт первый Московский университет, увеличено число гимназий, было введено преподавание на русском языке. Сам же Михаил Юрьевич написал большое количество учебников, работал над улучшением условий подготовки отечественных ученых.
Василий Николаевич Татищев (1686–1750) был известен в России по созданию Академии ремесел, ремесленных школ с преподаванием механики, металлургии, организации горно-заводских школ на Урале, сформулировал принципы обучения школьников различным «мастерствам», ввел практические занятия на определенной стадии общеобразовательной подготовки и учет склонностей и возможностей детей при выборе профессии, стал одним из основателей профессионально-технического образования в России.
Иван Иванович Бецкой (1704–1795) в 1763 г. представил Екатерине II школьные реформы, в которых ввел изменения на основе трудов Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеция. В основе этих изменений лежало обучение человека, гражданина, а не профессионала, поэтому обучению отводилось второстепенное значение.
Николай Иванович Новиков (1744–1818) начал одним из первых издавать в России педагогические журналы и книги, проводил большую просветительскую работу. Он первым в российской педагогической литературе назвал педагогику наукой.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870) стал основоположником научной педагогики в России, его научное наследие играет большую роль до сих пор в работе педагогов-практиков.
Николай Иванович Пирогов (1810–1881) был выдающимся хирургом, педагогом, общественным деятелем, связал свое педагогическое кредо с критикой сословного воспитания и разрыва между школой и практикой.
Лев Николаевич Толстой (1828–1910) занимался педагогикой пятьдесят лет своей жизни. Большое внимание уделял первичному обучению детей, выступал как учитель-новатор.
Мы перечислили только несколько известных имен в отечественной педагогике, к ним также можно отнести и В.С. Вахтерова, разработавшего теорию и методику развивающего обучения, В.И. Во-довозова, разработавшего пути реформирования образования, Я.С. Гогебашвили – основоположника педагогики в Грузии, Х. Абовяна – основоположника армянской демократической педагогики и многих других, которые оставили большой след в педагогике.
- Юлия Михайловна Войтина Педагогика
- 1. Предмет педагогической науки
- 2. Категории педагогики
- 3. Задачи педагогической науки
- 4. Связь педагогики с другими науками
- 5. Методы педагогических исследований
- 6. Система педагогических наук
- 7. Профессиональная педагогика
- 8. Функции социального института образования
- 9. Педагогика: наука и практика
- 10. Становление педагогики в россии
- 11. Организационные формы обучения
- 12. Отечественная педагогика
- 13. Цели и задачи педагогики
- 14. Объект педагогики
- 15. Виды педагогической деятельности
- 16. Личность как объект и предмет педагогики
- 17. Цель формирования личности
- 18. Принципы формирования личности
- 19. Противоречия и трудности формирования личности
- 20. Общность как объект и предмет педагогики
- 21. Общество и его педагогические сферы
- 22. Сущность воспитания и воспитанности
- 23. Место воспитания в педагогической системе
- 24. Концептуальные основы педагогики
- 25. Содержательные принципы воспитания
- 26. Организационные принципы воспитания
- 27. Методические принципы воспитания
- 28. Организация воспитания
- 29. Методы воспитания
- 30. Способы практического воспитания
- 31. Нравственное воспитание
- 32. Другие виды воспитания
- 33. Педагогическая сущность образования
- 34. Система образования в стране
- 35. Общие понятия о дидактике
- 36. Структура педагогического процесса
- 37. Педагогические цели
- 38. Содержание образования
- 39. Теория образования
- 40. Сущность обучения
- 41. Педагогические принципы
- 42. Дидактические принципы высшей и средней школы
- 43. Методы обучения и воспитания
- 44. Дидактика и педагогическое мастерство
- 45. Развитость и развитие личности в педагогике
- 46. Принципы развития личности
- 47. Средства и формы педагогического процесса
- 48. Развитие мышления
- 49. Гуманитарное развитие
- 50. Демократическое развитие
- 51. Экономическое развитие
- 52. Основы специального развития
- 53. Педагогическое проектирование
- 54. Педагогические системы
- 55. Средства обучения
- 56. Этапы педагогического проектирования
- 57. Формы и принципы педагогического проектирования
- 58. Проектирование педагогического объекта
- 59. Виды педагогического творчества
- 60. Педагогические технологии и технология обучения
- 61. Проектирование технологии обучения
- 62. Основные дидактические концепции
- 63. Законы и закономерности обучения
- 64. Теория поэтапного формирования умственных действий
- 65. Этапы формирования умственного действия и типы учения
- 66. Развивающее обучение
- 67. Интенсификация обучения
- 68. Групповые формы учебной деятельности
- 69. Сущность проблемы обучения
- 70. Методы обучения
- 71. Методика, технологии и методические системы
- 72. Цели и условия успешного проблемного обучения
- 73. Основные формы проблемного обучения
- 74. Совместная продуктивная деятельность
- 75. Модульное обучение
- 76. Виды рейтингового контроля при модульном обучении
- 77. Открытые системы интенсивного обучения
- 78. Информационные технологии
- 79. Инновационное обучение
- 80. Программированое обучение. Основные принципы и достоинства
- 81. Традиционные технологии обучения
- 82. Программированное обучение
- 83. Производственно– профессиональное обучение
- 84. Основные виды образовательных учреждений
- 85. Государственные образовательные стандарты и образовательные программы
- 86. Инновации в образовании
- 87. Общая методика формирования знаний
- 88. Общая методика формирования навыков
- 89. Общая методика формирования умений
- 90. Профессиональное обучение взрослых в организациях