2. Категории педагогики
К категориям любой науки относятся наиболее емкие, а также общие понятия, отражающие сущность данной науки, и, конечно, ее сформированные и типичные свойства. В каждой науке категории имеют ведущую роль, они сплетают все научные знания и как бы выстраивают их в одно целое. Так и для педагогики существуют свои категории: образование, воспитание, обучение, развитие.
Воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе формирования следующих понятий и качеств: определенное отношение к предметам, явлениям окружающего мира; мировоззрение; поведение как проявление отношений и сложившегося мировоззрения.
Существуют различные виды воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.
Педагогика же как наука исследует сущность самого воспитания, его закономерности, тенденции, перспективы развития, технологию воспитания, содержание, формы, методы, принципы.
А вот развитие каждого человека осуществляется через воспитание.
Развитие – это последовательный процесс внутреннего изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить несколько видов развития: физическое, психическое, духовное и социальное.
Важнейшая функция воспитания – это передача новому поколению накопленного человечеством опыта. А вот передается он с помощью образования. Образование из всех известных категорий является самым многосмысловым. Оно может означать цель, средство, деятельность, результат, тенденцию и т. д.
Поэтому образование – это процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений и навыков.
С другой позиции образование определяется как социальный институт, развитие которого связано с различными факторами, а также с условиями существования общества. Следовательно, образование – это организованная система внешних условий, которая создается в обществе для развития человека.
Через специально созданные образовательные учреждения происходит развитие человека с использованием процесса освоения опыта и его воспроизводства, с их помощью человек включается в систему социально допустимых норм и одобряемых образцов существования. Существует общее и специальное образование. Общее образование дает фундамент знаний, умений и навыков для получения специального образования. И общее, и специальное образование может быть начальным, средним и высшим. Современное понимание образования раскрывается в Законе РФ «Об образовании» 1992 г.
В образовании выделяется процесс непосредственной передачи знаний, умений и навыков – это обучение.
Обучение – это непосредственная передача знаний, умений и навыков при взаимодействии педагога и учащегося. Процесс обучения включает в себя две части: преподавание, когда осуществляется передача знаний, умений и навыков, и учение, когда происходит осмысление полученной информации.
При осуществлении всех категорий люди вступают между собой в определенные отношения, которые называются воспитательными отношениями.
Воспитательные отношения – это отношения между людьми, направленные на развитие человека с помощью воспитания, образования и обучения.
Таким образом, в педагогике выделяют следующие категории: воспитание, обучение, образование и развитие. Взаимодействуя между собой, они направлены на развитие человека.
- Юлия Михайловна Войтина Педагогика
- 1. Предмет педагогической науки
- 2. Категории педагогики
- 3. Задачи педагогической науки
- 4. Связь педагогики с другими науками
- 5. Методы педагогических исследований
- 6. Система педагогических наук
- 7. Профессиональная педагогика
- 8. Функции социального института образования
- 9. Педагогика: наука и практика
- 10. Становление педагогики в россии
- 11. Организационные формы обучения
- 12. Отечественная педагогика
- 13. Цели и задачи педагогики
- 14. Объект педагогики
- 15. Виды педагогической деятельности
- 16. Личность как объект и предмет педагогики
- 17. Цель формирования личности
- 18. Принципы формирования личности
- 19. Противоречия и трудности формирования личности
- 20. Общность как объект и предмет педагогики
- 21. Общество и его педагогические сферы
- 22. Сущность воспитания и воспитанности
- 23. Место воспитания в педагогической системе
- 24. Концептуальные основы педагогики
- 25. Содержательные принципы воспитания
- 26. Организационные принципы воспитания
- 27. Методические принципы воспитания
- 28. Организация воспитания
- 29. Методы воспитания
- 30. Способы практического воспитания
- 31. Нравственное воспитание
- 32. Другие виды воспитания
- 33. Педагогическая сущность образования
- 34. Система образования в стране
- 35. Общие понятия о дидактике
- 36. Структура педагогического процесса
- 37. Педагогические цели
- 38. Содержание образования
- 39. Теория образования
- 40. Сущность обучения
- 41. Педагогические принципы
- 42. Дидактические принципы высшей и средней школы
- 43. Методы обучения и воспитания
- 44. Дидактика и педагогическое мастерство
- 45. Развитость и развитие личности в педагогике
- 46. Принципы развития личности
- 47. Средства и формы педагогического процесса
- 48. Развитие мышления
- 49. Гуманитарное развитие
- 50. Демократическое развитие
- 51. Экономическое развитие
- 52. Основы специального развития
- 53. Педагогическое проектирование
- 54. Педагогические системы
- 55. Средства обучения
- 56. Этапы педагогического проектирования
- 57. Формы и принципы педагогического проектирования
- 58. Проектирование педагогического объекта
- 59. Виды педагогического творчества
- 60. Педагогические технологии и технология обучения
- 61. Проектирование технологии обучения
- 62. Основные дидактические концепции
- 63. Законы и закономерности обучения
- 64. Теория поэтапного формирования умственных действий
- 65. Этапы формирования умственного действия и типы учения
- 66. Развивающее обучение
- 67. Интенсификация обучения
- 68. Групповые формы учебной деятельности
- 69. Сущность проблемы обучения
- 70. Методы обучения
- 71. Методика, технологии и методические системы
- 72. Цели и условия успешного проблемного обучения
- 73. Основные формы проблемного обучения
- 74. Совместная продуктивная деятельность
- 75. Модульное обучение
- 76. Виды рейтингового контроля при модульном обучении
- 77. Открытые системы интенсивного обучения
- 78. Информационные технологии
- 79. Инновационное обучение
- 80. Программированое обучение. Основные принципы и достоинства
- 81. Традиционные технологии обучения
- 82. Программированное обучение
- 83. Производственно– профессиональное обучение
- 84. Основные виды образовательных учреждений
- 85. Государственные образовательные стандарты и образовательные программы
- 86. Инновации в образовании
- 87. Общая методика формирования знаний
- 88. Общая методика формирования навыков
- 89. Общая методика формирования умений
- 90. Профессиональное обучение взрослых в организациях