8. Корковая дизартрия
Кинестетическая постцентральная корковая дизартрия.
Характер поражения мозга. Одностороннее поражение постцентральных полей коры (их нижних отделов) доминантного, обычно левого полушария мозга.
Патогенез. Апраксия кинестетического типа. Распад кинестетических обобщенных схем артикуляции шумовых признаков звуков в структуре слога с трудностями различения соответствующих артикуляционных укладов.
Клинические симптомы. Голос и тембр речи не расстроены. В процессе речи заменяются шумовые признаки звуков признаки места образования (особенно язычных согласных), признаки способа образования (особенно аффрикат и шипящих), признаки твердости и мягкости. Эти нарушения артикуляции непостоянны, лабильны, вследствие чего замены звуков бывают неоднозначны (п- м, б - п, п - ф, п - т и др. ). Даже в тяжелых случаях кинестетической дизартрии тот или иной шумовой артикуляционный признак может искажаться не в 100% случаев. Ребенок-дизартрик слышит свои ошибки артикуляции и активно (под контролем слуха и кинестетических ощущений) пытается их исправить, что приводит к нарушениям плавности и замедлению речи.
Кинетическая премоторная корковая дизартрия
Характер поражения мозга. Одностороннее поражение премоторных полей коры (их нижних отделов) доминантного, обычно левого, полушария мозга.
Патогенез. Апраксия кинетического типа. Распад временных обобщенных схем артикуляторного действия с напряженностью, замедленностью отдельных движений, распадом артикуляторных действий на составляющие их элементы; трудности переключении с одного элемента на другой, персеверации.
Клинические симптомы. Голос звучный, тембр речи не нарушен. Ритмические структуры слов имеют тенденцию к превращению в цепочки открытых ударных слогов. Артикуляция согласных напряжена, начальные и конечные согласные нередко удлинены или толчкообразны. Характерны замены щелевых звуков на смычные. Переходные фазы артикуляции часто превращаются в самостоятельные звуки-вставки. Наблюдаются пропуски звуков в стечениях согласных и упрощения аффрикат (ц - с, т, те). Чрезмерная напряженность артикуляции косвенно приводит к усилению громкости голоса избирательному оглушению звонких смычных и реже щелевых согласных.
Таким образом, основными симптомами дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной моторики и речевого дыхания.
- 7. Бульбарная дизартрия.
- 8. Корковая дизартрия
- 9. Подкорковая дизартрия (экстрапирамидная)
- 10. Мозжечковая дизартрия.
- 11. Стертая форма дизартрии
- 12. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии от сходных состояний
- 13. Логопедическое обследование детей с дизартрией
- 14. Комплексный подход к преодолению дизартрии
- 15. Коррекция нарушений голоса при дизартрии
- 16. Коррекция нарушений дыхания при дизартрии
- Дыхательная гимнастика а.Н. Стрельниковой
- 17. Коррекция нарушений звукопроизношения при дизартрии
- 18. Основные направления логопедической работы при различных формах дизартрии
- 19. Особенности логопедической работы при стертой дизартрии
- 20. Логопедический массаж при дизартрии. Основные виды и приемы массажа
- 22. Назовите типы учебных заведений где воспитываются и обучаются дети, страдающие дизартрией
- 23. Подберите комплекс игр, заданий и упражнений по развитию фонематического восприятия у детей с дизартрией
- 24. Подберите 10 упражнений, направленных на развитие силы продолжительности и плавности речевого выдоха.
- 25. Подберите 10 упражнений, направленных на развитие силы, высоты, диапазона голоса.
- 26. Приведите систему упражнений, направленную на формирование кинетической и кинестетической основ движения.