logo
Otvety po pedagogike

2.Основные категории педагогики и их взаимосвязь: воспитание, обучение, образование.

«Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обучение» и «образование».  В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:  1) передает опыт, накопленный человечеством;  2) вводит в мир культуры;  3) стимулирует к самовоспитанию;  4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.  В свою очередь воспитанник:  1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;  2) работает над собой;  3) обучается способам общения и манерам поведения.  В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.  Вторая категория — «обучение» — понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.  При этом учитель:  1) преподает — целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;  2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;  3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).  В свою очередь ученик:  1) учится — овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;  2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;  3) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.  Третья категория педагогики — «образование» — понимается как:  1) ценность развивающегося человека и общества;  2) процесс обучения и воспитания человека;  3) как результат последнего;  4) как система.