19.Характеристика учебных программ, учебников, учебных пособий.
Учебная программа — это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса. В настоящее время в российских школах используются два вида учебных программ: типовые программы и рабочие школьные программы. В отдельных случаях практикуются личностно-индивидуальные программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.
Типовые программы очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения, специфических для конкретного учебного предмета. Типовые программы служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ.
Типовая учебная программа в структурном отношении состоит из трех основных компонентов: объяснительная записка, или введение, в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин общеобразовательной школы; собственно содержание. Особое внимание в программах последнего десятилетия уделяется межпредметным связям.
Теория и практика разработки учебных программ знает два способа их построения: линейный и концентрический. В последнее время интенсивно обосновывается, в частности, Ч. Куписевичем, так называемый спиральный способ построения школьных программ.
Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что отдельные части (шаги, порции) учебного материала выстраиваются как бы по одной линии и образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой и взаимообусловленных звеньев — ступеней учебной работы, как правило, только один раз..
Концентрический способ построения учебных программ допускает один и тот же материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей.
- 1.Педагогика как наука, ее объект, предмет, функции.
- 2.Основные категории педагогики и их взаимосвязь: воспитание, обучение, образование.
- 3. Методы научно – педагогического исследования.
- 5.Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.
- 6.Сущность обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика.
- 7.Функции обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
- 8.Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса.
- 10.Принципы обучения. Характеристика принципов обучения.
- 11.Объяснительно – иллюстративное обучение: сущность, особенности, принципы, функции.
- 12.Теория проблемного обучения Теория проблемного обучения.
- 13.Программированное обучение: сущность, принципы и средства
- 14.Теории развивающего обучения.
- 15.Личностно – ориентированное обучение
- 16 И 17.Содержание образование как фундамент базовой культуры личности. Теоретическое представление о содержании образования.
- 19.Характеристика учебных программ, учебников, учебных пособий.
- 20.Методы обучения. Классификация методов обучения в современной дидактике.
- Классификация методов обучения
- 21.Характеристика методов обучения в зависимости от источника знаний.
- 22.Характеристика методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности.
- 23.Понятие «формы организации обучения». Общая характеристика классно – урочной системы обучения.
- 24.Урок – основная форма организации обучения в современной школе. Типология и структура уроков. Нестандартные уроки.
- Нестандартные уроки
- 4. Оформление кабинета
- 5. Факультативная или кружковая работа
- 26.Средства обучения. Классификация средств обучения.
- 28.Индивидуализация обучения. Реализация индивидуальной образовательной траектории.
- 29.Дифференциация обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений.
- 30.Профильная школа как средство дифференциации обучения. Цели профильного обучения. Особенности содержания, модели организации.
- 31.Авторские школы.
- 32.Инновационные образовательные процессы.
- 33.Воспитание как культурно-исторический феномен.
- 34.Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.
- 35. Движущие силы и логика воспитательного процесса.
- 36.Современные методологические подходы к воспитанию.
- 37. Гуманистический подход к воспитанию.
- 39. Закономерности воспитания. Характеристика основных закономерностей воспитания.
- 40. Понятие"принципы воспитания" . Анализ принципов воспитания в различных педагогических теориях.
- 41. Основные направления Воспитания. Содержание воспитания.
- 42.Система методов воспитания. Характеристика отдельных методов воспитания.
- 43. Формы воспитания ,их характеристика.
- 45.Типология воспитательных систем. Гуманистические воспитательные системы.
- 46.Этапы становления и развития воспитательной системы.
- 47.Характеристика авторских воспитательных систем (по выбору студента).
- 48.Коллектив как объект и субъект воспитания. Признаки коллектива. Типы и структура коллектива.
- 49.Динамика и основные этапы развития ученического коллектива. Особенности педагогического руководства детским коллективом на разных этапах его развития.
- 50.Функции и основные направления деятельности классного руководителя.
- 51.Семья как социокультурная среда воспитания.
- 52.Государственно – общественный характер управления системой образования.
- 53.Демократизация и гуманизация как основной путь обновления управления школой.
- 54.Основные направления модернизации системы образования рф.
- 55. Школа как педагогическая система и объект управления. Системный подход – методологическая основа управления школой. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- 56. Педагогический анализ как функция управления педагогической системой.
- 57. Характеристика планирования как функции управления, его связь с другими функциями управления.
- 58. Сущность и цели организации в управленческой деятельности.
- 59. Управленческая культура руководителя: понятие, структурные элементы.
- 60.Роль и место контроля в управленческом цикле. Роль контроля в управлении организацией
- Определение контроля
- Виды контроля
- Направления контроля
- Нюансы контроля
- 61. Повышение квалификации педагогических кадров.
- 63. Квалификация и аттестация педагогических кадров.
- 64.Законодательство рф в области образования.
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Система образования
- Глава III. Управление системой образования
- Глава IV. Экономика системы образования
- Глава V. Социальные гарантии реализации прав граждан на образование
- Глава VI. Международная деятельность в области образования