33.Воспитание как культурно-исторический феномен.
Издревле слово «воспитание» означало «вскармливание», «питание» ребенка. Но формирующемуся человеку нужна не только материальная, физическая пища, ему еще очень важна пища духовная. Человеческое дитя становится Человеком только благодаря воспитанию, которое и обогащает его духовно и нравственно.
Воспитание – процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе.
И сегодня воспитание является одной из основных категорий педагогики, но при этом все-таки не имеет общепринятого определения. Воспитание как явление, определяющее развитие личности, можно рассматривать с различных точек зрения.
• Воспитание – это целенаправленная профессиональная деятельность педагога, направленная на максимальное развитие личности ребенка через вхождение его в контекст современной культуры и становление его как активного строителя собственной жизни на основе определения мотивов и ценностей.
• Воспитание – это целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами.
• Воспитание – это целенаправленная, управляемая и открытая система взаимодействия детей и взрослых, направленная на развитие и саморазвитие человека в определенных культурных и социально-экономических условиях.
В зависимости от времени, уровня развития общества и его направленности (конкретно-исторических условий) менялось и понимание воспитания.
На протяжении многих сотен лет (до XIX в.) философы и ученые считали, что воспитание должно ориентироваться на формирование привычек, навыков по добыванию, производству продуктов питания, изготовлению одежды, жилища, орудий производства, уходу за детьми.
В течение многих веков воспитание на Руси подразумевало помощь человеку в овладении христианскими добродетелями сообразно его природе и назначению.
В XIX в. К.Д. Ушинский указывал на нравственные основы воспитания, определяя его как «духовное питание» воспитанника и восхождение на новый уровень отношений с миром и с самим собой.
В советский период XX в. осуществлялось коммунистическое воспитание, целью которого провозглашалось всестороннее гармоничное развитие личности в процессе передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым, младшим поколениям через подготовку их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества.
В 90-е гг. XX в. воспитание рассматривалось как педагогическое управление процессом развития личности.
В современных условиях (начало XXI в.) Педагогический энциклопедический словарь, например, предлагает следующее определение: воспитание – относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется.
Мы видим, что подходы к определению понятия «воспитание» разнообразны и разноплановы. Воспитание может рассматриваться как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, система, воздействие, взаимодействие и т.д. Основой воспитания и сегодня являются общечеловеческие ценности, идеалы, законы нравственности. Оно целенаправленно и способствует приобретению человеком определенной системы знаний и взглядов, убеждений, умений и опыта.
- 1.Педагогика как наука, ее объект, предмет, функции.
- 2.Основные категории педагогики и их взаимосвязь: воспитание, обучение, образование.
- 3. Методы научно – педагогического исследования.
- 5.Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.
- 6.Сущность обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика.
- 7.Функции обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
- 8.Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса.
- 10.Принципы обучения. Характеристика принципов обучения.
- 11.Объяснительно – иллюстративное обучение: сущность, особенности, принципы, функции.
- 12.Теория проблемного обучения Теория проблемного обучения.
- 13.Программированное обучение: сущность, принципы и средства
- 14.Теории развивающего обучения.
- 15.Личностно – ориентированное обучение
- 16 И 17.Содержание образование как фундамент базовой культуры личности. Теоретическое представление о содержании образования.
- 19.Характеристика учебных программ, учебников, учебных пособий.
- 20.Методы обучения. Классификация методов обучения в современной дидактике.
- Классификация методов обучения
- 21.Характеристика методов обучения в зависимости от источника знаний.
- 22.Характеристика методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности.
- 23.Понятие «формы организации обучения». Общая характеристика классно – урочной системы обучения.
- 24.Урок – основная форма организации обучения в современной школе. Типология и структура уроков. Нестандартные уроки.
- Нестандартные уроки
- 4. Оформление кабинета
- 5. Факультативная или кружковая работа
- 26.Средства обучения. Классификация средств обучения.
- 28.Индивидуализация обучения. Реализация индивидуальной образовательной траектории.
- 29.Дифференциация обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений.
- 30.Профильная школа как средство дифференциации обучения. Цели профильного обучения. Особенности содержания, модели организации.
- 31.Авторские школы.
- 32.Инновационные образовательные процессы.
- 33.Воспитание как культурно-исторический феномен.
- 34.Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.
- 35. Движущие силы и логика воспитательного процесса.
- 36.Современные методологические подходы к воспитанию.
- 37. Гуманистический подход к воспитанию.
- 39. Закономерности воспитания. Характеристика основных закономерностей воспитания.
- 40. Понятие"принципы воспитания" . Анализ принципов воспитания в различных педагогических теориях.
- 41. Основные направления Воспитания. Содержание воспитания.
- 42.Система методов воспитания. Характеристика отдельных методов воспитания.
- 43. Формы воспитания ,их характеристика.
- 45.Типология воспитательных систем. Гуманистические воспитательные системы.
- 46.Этапы становления и развития воспитательной системы.
- 47.Характеристика авторских воспитательных систем (по выбору студента).
- 48.Коллектив как объект и субъект воспитания. Признаки коллектива. Типы и структура коллектива.
- 49.Динамика и основные этапы развития ученического коллектива. Особенности педагогического руководства детским коллективом на разных этапах его развития.
- 50.Функции и основные направления деятельности классного руководителя.
- 51.Семья как социокультурная среда воспитания.
- 52.Государственно – общественный характер управления системой образования.
- 53.Демократизация и гуманизация как основной путь обновления управления школой.
- 54.Основные направления модернизации системы образования рф.
- 55. Школа как педагогическая система и объект управления. Системный подход – методологическая основа управления школой. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- 56. Педагогический анализ как функция управления педагогической системой.
- 57. Характеристика планирования как функции управления, его связь с другими функциями управления.
- 58. Сущность и цели организации в управленческой деятельности.
- 59. Управленческая культура руководителя: понятие, структурные элементы.
- 60.Роль и место контроля в управленческом цикле. Роль контроля в управлении организацией
- Определение контроля
- Виды контроля
- Направления контроля
- Нюансы контроля
- 61. Повышение квалификации педагогических кадров.
- 63. Квалификация и аттестация педагогических кадров.
- 64.Законодательство рф в области образования.
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Система образования
- Глава III. Управление системой образования
- Глава IV. Экономика системы образования
- Глава V. Социальные гарантии реализации прав граждан на образование
- Глава VI. Международная деятельность в области образования