logo
Диплом Яковенко

Глава 2 Создание условий по организации социально-педагогической деятельности по профилактике школьной дезадаптации младших школьников в оу

2.1 Организация диагностического исследования

2.2 Описание коррекционно-развивающей работы и оценка ее результативности

Вывод к главе 2

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Введение.

Учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущим видом деятельности, т.к. через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом, а также происходит формирование как основных качеств личности ребенка, так и отдельных психических процессов. В учебной деятельности младшего школьника формируется отношение к себе, к миру, к обществу, к другим людям и, что самое главное, это отношение и реализуется в основном через эту деятельность как отношение к содержанию и методам обучения, учителю, классу, школе и т.д.

Учебная деятельность, имея сложную структуру, проходит длительный путь становления. Ее развитие будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения. Ребенок, становясь младшим школьником, несмотря на предварительную подготовку, больший или меньший опыт учебных знаний, попадает в принципиально новые условия. Школьное обучение отличается не только особой социальной значимостью деятельности ребенка, но и опосредованностью отношений со взрослыми, образцами и оценками, следованием правилам, общим для всех, приобретением научных понятий. Эти моменты, так же как и специфика самой учебной деятельности ребенка, влияют на развитие его психических функций, личностных образований, произвольного поведения, а также на здоровье школьника.   

 Одной из основных проблем современности является ухудшение физического и психического здоровья детей как результат неблагоприятного воздействия социально-экономических и экологических факторов.  Современное общество обеспокоено состоянием здоровья школьника, которое отражается, в том числе, на школьной успеваемости среднестатистического ребенка. По сравнению с 80-ми годами прошлого столетия значительно выросло число учащихся, испытывающих трудности в адаптации к учебному процессу, представляющей в настоящее время актуальную и значимую научную проблему. В современной школе остро стоит проблема школьной дезадаптации как явления, которое препятствует полноценному развитию личности учащегося и затрудняет учебно-воспитательный процесс.

Нельзя сказать, что, поступив в школу, ребенок сразу же становится школьником. Подчас вхождение в школьную жизнь, происходит на протяжении всей начальной школы. Все дети, начинающие обучение в школе, сталкиваются с теми или иными трудностями, но трудности одних проходящие, проблемы же других настолько серьезны, что делают детей труднообучаемыми и трудновоспитуемыми. Если таким детям во время не оказать помощь, их психологическое неблагополучие из младшей школы переходит в среднее звено – подростковый возраст, нередко создавая основу для делинквентного поведения. Поэтому актуальность исследования обусловлена остротой и масштабностью проблем, связанных с вхождением школьника в новую жизнь, и необходимостью конкретизации профессиональной деятельности социальных педагогов.

Многочисленные исследования свидетельствуют, что несвоевременное распознавание характера и природы различных проявлений школьной дезадаптации у детей приводит не только к их хроническому отставанию в усвоении школьных знаний, но и к вторичным нарушениям психосоциального развития, к различным формам отклоняющегося поведения.

      Анализ научной литературы показывает, что проблема школьной адаптации и дезадаптации является междисциплинарной и рассматривается в социально-педагогических, психологических, философских, педагогических исследованиях. Востребованность этих исследований обусловлена самой ситуацией развития личности школьника на современном этапе. Особенно необходимо детальное изучение проблемы школьной дезадаптации в социально-педагогической области, ведь к числу общих функций социального педагога вне зависимости от его специализации относят: профилактическую функцию, а одним из направлений профилактической деятельности социального педагога является профилактика дезадаптации.

Для практического решения этой актуальнейшей проблемы - предупреждения и преодоления школьной дезадаптации, проявляющейся у значительной части учащихся общеобразовательной школы, необходимо вооружить психолого-педагогическими знаниями учителей и школьных психологов, а также воспитателей и психологов ДОУ, для осуществления принципа приемлемости. Однако особое внимание для решения данной проблемы в современных условиях ОУ следует уделять социальному педагогу – специалисту, координирующему деятельность всех субъектов образовательного процесса, ориентированному на оказание помощи в успешном социальном развитии каждого школьника.

Объект исследования: процесс школьной дезадаптации.

Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность по профилактике школьной дезадаптации младших школьников в образовательном учреждении.

Цель: определить социально-педагогические условия профилактики школьной дезадаптации младших школьников в ОУ.

Гипотеза.

Социально-педагогическая деятельность по профилактике школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте будет эффективна, при соблюдении следующих условий:

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ состояния проблемы школьной дезадаптации в научной литературе.

  2. Выявить причины и особенности проявления школьной дезадаптации младших школьников.

  3. разработать систему социально-педагогических мероприятий по профилактике школьной дезадаптации младших школьников и оценить эффективность предложенных занятий.

Методологическую базу исследования составили работы: по социальной психологии - К.А. Абдульханова-Славская (1981), С.А. Бадоева (1995), О.И. Зотова, И.К. Кряжева (1977), Я.Л. Коломинский (1977) и др.; по социальной педагогике – Мардахаев Л. В., М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Мудрик А.В. и др.; изучению и описанию разных позиций взаимодействия взрослого и ребёнка - Л.Н. Абрамовой, Л.А. Венrep, E.M. Гаспаровой, И.В. Дубровиной, М.Г, Елагиной, А.А. Леонтьева, B.C. Мухиной, В.И. Петровского, В.И. Слободчикова, Г.А. Урунтаевой и.др.; готовность к школе изучают отечественные и зарубежные учёные - ММ. Безруких, Н.И. Гуткина, СП. Ефимова (1991), Д. Чейпи (1992); основные подходы к проблеме адаптации детей к школьному обучению - Ш.А. Амонашвили, М.М. Безруких, Л.И. Божович, Т.Н. Дубровиной, Я.Л. Коломинского, А.А. Леонтьева, А.И. Липкиной, Н.Г. Лускановой, Е.А. Панько, А.В. Петровского, Г. Салье, А.И. Сильвестру, Л.С. Славиной, Г.А. Цукерман, Г.М. Чуткиной и др

Методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ школьной документации и продуктов деятельности учащихся.

База исследования: ГОУ средняя школа №274 с углубленным изучением иностранных языков Кировского административного района Санкт-Петербурга.