logo
Диплом Яковенко

2. 1 Организация диагностического исследования.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Совпадая по времени с возрастным кризисом развития, оно несет с собой серьезные испытания его адаптационных возможностей. Кроме этого, практика социально-педагогической деятельности не предполагает конкретных технологий работы с детьми, проявляющими признаки школьной дезадаптации, предлагая лишь отдельные разработки в данной области, заимствованные зачастую из работы психологов. Между тем, теоретический анализ специфики социально-педагогической деятельности дает возможность представить определенный механизм работы социального педагога по выделенной проблеме. Очевидно, что ведущим направлением в данной деятельности будет профилактическое, имеющее собой цель предотвратить переход школьной дезадаптации в социальную. Именно поэтому специалистам образовательного учреждения крайне важно на начальном этапе выявить причины школьной дезадаптации и не допустить дальнейшее развитие проблем социального развития школьников.

Таким образом, анализ теоретических источников позволил выйти на определение цели практического исследования: создание социально-педагогических условий, необходимых для профилактики и коррекции школьной дезадаптации младших школьников в ОУ.

Поставленная цель реализована в следующих задачах:

1) Выявление контингента учащихся с признаками школьной дезадаптации, определение причин школьной дезадаптации младших школьников.

2) Организация социально-педагогической деятельности по профилактике школьной дезадаптации учащихся.

3) Оценка результативности профилактической деятельности и разработка рекомендаций субъектам образовательного процесса.

Практическое исследование было организовано на базе ГОУ средней школы №274 с углубленным изучением иностранных языков Кировского административного района Санкт-Петербурга. Школа была открыта 1 сентября 1966 года. Социальный паспорт образовательного учреждения представлен в приложении. В школе обучается 770 учащихся, 32 класса. Для изучения особенностей социализации школьников данного учреждения необходимо кратко представить среду ОУ, воспитательный и образовательный потенциал школы.

С 1988 школа получила статус школы с углубленным изучением немецкого языка. В 1992 году в школе открыто отделение иврита, и в 1994 году присвоен статус «Международная школа Ерушалаим». С 1999 года появились классы с углубленным изучением английского языка.

С момента открытия и по настоящее время в школе особое место отводится патриотической работе: на базе школы был открыт музей Ленинградской армии народного ополчения, установлен обелиск «Ополченец». В школе появились и живы другие традиции, а именно: участие в программе международного обмена, участие в международных программах «Марш живых», «Маса шорашим», организация и проведение совместных праздников (Рождество в странах изучаемого языка, Масленица, Пурим, Ханука и др.); изучение русского, европейского и еврейского культурного наследия, встречи с ветеранами; уроки Мужества; проведение мероприятий в рамках программы по толерантности, шефство над братским захоронением «Дачное», экскурсии по городу и пригородам; день Лицея; участие в туристических слетах и районных краеведческих чтениях, конкурсы юных поэтов; издание газеты «Школьное времечко» и многое др.

В школе создана и успешно функционирует социально-педагогическая служба сопровождения, которая с 1997 года активно работает по следующим направлениям: учет детей школьного возраста, проживающих в микрорайоне данного ОУ; изучение их социального положения и условий жизни; выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и многое др. В школе созданы условия для индивидуально-педагогического сопровождения каждой социальной группы учащихся в учебной и внеклассной деятельности ОУ.

Непосредственно в прикладном исследовании приняли участие школьники 2 «Б» класса, классный руководитель Кедровская Светлана Владимировна.

Социальный портрет данного класса представлен в приложении.

Для оценки уровня школьной дезадаптации младших школьников и необходимости организации социально-педагогической профилактики данного явления в условиях образовательного учреждения, нами была проведена констатирующая диагностика.

Целью диагностики являлось выявление особенностей социализации детей с признаками школьной дезадаптацией и определение причин школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте.

Соответственно, задачами констатирующей диагностики стали:

Теоретический анализ исследования показал, что основными критериями школьной дезадаптации являются (Галагузова):

  1. Неуспешность в обучении по программам, соответствующим возрасту и способностям ребенка, включая такие формальные признаки как хроническая неуспеваемость, второгодничество и качественные признаки в виде недостаточности общеобразовательных знаний и навыков (когнитивный компонент школьной дезадаптации).

  2. Нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой: пассивно-безучастное, негативно-протестное, демонстративно-пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком отношения к школе и учебе (эмоционально-личностный компонент школьной дезадаптации).

  3. Повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения (отказные реакции; стойкое антидисциплинарное поведение с активным противопоставлением себя соученикам, учителям; демонстративное пренебрежение правилам школьной жизни, школьный «вандализм» (поведенческий компонент школьной дезадаптации).

Данные критерии были взяты нами за основу при работе с учащимися класса, кроме того, методы исследования, использованные в констатирующей диагностике, подбирались также в соответствии с выделенными показателями школьной дезадаптации.

Школьная дезадаптация - это явление, степень проявления которого может проявляться по различным уровням. Анализ школьной дезадаптации позволил сделать вывод о условном выделении различных уровней ее проявления, характеризующиеся, на наш взгляд, следующим образом:

  1. Низкий уровень – нормальная самооценка, низкий уровень семейной тревоги, не более двух факторов тревожности, высокий уровень школьной мотивации, социометрический статус “предпочитаемый”, “звезда”.

  2. Средний уровень – нормальная или низкая самооценка, 3-4 фактора тревожности, средний уровень школьной мотивации, средний уровень семейной тревоги, социометрический статус “принятый”.

  3. Высокий уровень – низкая самооценка, более четырех факторов тревожности, высокий уровень семейной тревоги, низкий уровень школьной мотивации, социометрический статус “отвергнутый”, “непринятый”.

Таким образом, основные методические средства, используемые нами в ходе констатирующей диагностики и диагностируемые показатели представлены в таблице 6.

Таблица 6.Методы исследования особенностей социализации

младших школьников с признаками школьной дезадаптации.

Возможные причины школьной дезадаптации

Методы, методики диагностики

Измеряемые эмпирические показатели

1. Нарушения в мотивационной сфере

Анкета по оценке уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой

  • уровни школьной мотивации.

Проективная методика «Школа зверей»

  • Трудности, возникающих в процессе обучения.

Анкетный опрос родителей

  • особенности адаптации ребенка к школе.

Анализ школьной документации

  • успеваемость,

  • посещаемость.

2. Нарушение социальных контактов

Социометрия

  • достигнутый социальный статус в группе.

Проективная методика «Дерево»

  • социальная активность

  • адаптированность

  • автономность

3. Личностные особенности

Проективная методика «Кактус»

  • агрессивность,

  • тревожность

  • самооценка

4. Проблемы в отношениях с родителями

Проективная методика «Рисунок семьи»

  • особенности внутрисемейных отношений

Ниже приведено более подробное описание методик и их результаты.

Анализ данных, характеризующих мотивационную сферу младших школьников, показывает, что у 10% учащихся максимально высокий уровень школьной мотивации (25-30 баллов). Дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования они наиболее четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны, ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания от педагога.

20% учащихся – с хорошей школьной мотивацией при ответе на вопросы они набрали от 20 до24 баллов. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Данный уровень мотивации является средней нормой.

Почти половина учащихся данного класса (45%) – с положительным отношением к школе (15-19 баллов). Характерно положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради, но познавательные мотивы у этих детей сформированы в меньшей степени и сам учебный процесс их мало привлекает.

Однако при этом 25% учащихся– с низкой школьной мотивацией они набрали от 10 до 14 баллов. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия, на уроках часто занимаются посторонними делами, играми, испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

И нет ни одного учащегося (0%) – с негативным отношением к школе (ниже 10 баллов)

По этим результатам видно, что у большинства учащихся присутствует достаточно хорошая школьная мотивация, однако, следует обратить внимание, на то, что у 25 % школьная мотивация находится на низком уровне.

На вопросы анкеты отвечало 19 человек, по списку 26 учащихся.

Эти результаты приведены в диаграмме 1

Диаграмма 1

Оценка уровня учебной мотивации

Проективная методика «Школа зверей» (участвовало – 20 человек, по списку – 26), направленная на выявление школьных трудностей у детей, показала, что:

50 % рисунков выполнено в ярких, жизнерадостных тонах, что говорит о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе, при этом все они изображают процесс учебной деятельности, т.е. у детей сформирована позиция ученика.

50 % показывают свое негативное отношение к школе и к учителю. У преподавателя можно наблюдать наличие зубов, острых углов, мрачных тонов рисунка и негативных, агрессивных подписей на рисунке, что говорит о ярко выраженной агрессии, неблагополучии и угнетающем состоянии.

Из них:

- 50% изображают учебную деятельность.

- 50% демонстрируют несформированность позиции ученика.

Т.о. видно, что отношение к школе, учебной деятельности, учителю и самим ученикам разделилось ровно наполовину, т.е. одна часть учеников весьма эмоционально положительно окрашивает процесс обучения, другая же половина напротив негативно оценивает обучения и все, что с ним связано.

Для того чтобы изучить мнение родителей по вопросу особенностей адаптации детей к школе был проведен анкетный опрос родителей. Изучение ответов на вопросы анкеты позволяет выявить некоторые тенденции в оценке родителями адаптации детей к школе. Наиболее информативны, на наш взгляд, являются ответы на вопросы № 1, 2, 5, 7, 10, 11.

Проанализировав ответы родителей можно сказать, что 26% считают, что их ребенок негативно относиться к школе и ходит туда весьма неохотно (результаты диагностик полностью подтверждают, что данные дети имеют низкую школьную мотивацию). Только 13% родителей выделяют, что их ребенок не справляется с учебной нагрузкой, и не вполне приспособился к школьному режиму. При оценке отношения одноклассников к ребенку 26% родителей ответили, что их ребенок часто жалуется на своих одноклассников, а 20% родителей – что ребенок жалуется, но редко. Это говорит о том, что почти половина класса чувствует дискомфорт при общение со своими одноклассниками. Отвечая на вопросы о самостоятельности ребенка 100% опрошенных родителей считают, что их ребенок нуждается в помощи при выполнение домашних заданий, из них 46% считают, что эта помощь нужна постоянно, однако согласно собственным наблюдениям в этом нет никакой обоснованной необходимости.

Результаты опроса родителей показывают, что большинство опрошенных искажено видят реальную ситуацию развития ребенка, отношение его к школе и одноклассникам, это говорит о том, что родители просто не замечают или не осознают реальные трудности и проблемы своих детей, что может вызвать в дальнейшем определенные трудности в школьной жизни ребенка.

В ходе исследования также мы изучали школьную документацию: тетради учеников, классный журнал, с целью изучения успеваемости детей и состояния их здоровья. Анализ классного журнала показал, что в классе 30% детей имеют неуспеваемости по тем, или иным предметам, ярко выраженных систематических пропусков уроков не наблюдается. Также было выявлено, что большинство детей состоят в основной группе по физкультуре и не имеют каких-либо выраженных нарушений здоровья, однако как можно увидеть в социальном паспорте класса, есть тубинфецированные дети, а также ребенок инвалид-детства.

Изучение сферы общения было включено в наше исследование на основе того, что общение – это основное условие развития личности ребенка, важнейший фактор его социализации, усвоения социальных норм и правил. Школьный коллектив имеет решающее значение для развития личности младшего школьника. В коллективе школьников складывается целая система взаимоотношений и зависимостей, в которой каждый ребенок в связи с теми обязанностями, которые на него возложены, и в соответствии со своими индивидуальными особенностями и наклонностями занимает свое определенное место, а следовательно нарушение межличностных отношений младшего школьника может стать одной из причин развития дезадаптации.

Для оценки межличностных эмоциональных связей в конкретном классе нами использовалась методика «Социометрия».

Анализ данных позволил выделить следующие статусные группы:

- «Лидер» - 2 человека (Лидия Г., Валера Л.)

- «Принимаемые» - 11 человек (Артем А., Эмир Б., Гоша Б., Даня З., Аня К., Владимир С., Полина М., Виолета Р., Костя С., Даша Ф., Артем Ш.)

- «Пренебрегаемые» - 7 человек (Юля А., Денис Д., Катя А., Юра К., Катя Ф., Миша Б., Леша С.)

- «Отверженные» - 5 человек (Сергей Ч., Максим Р., Лена Н., Кирилл В., Мишель Ф.)

Диаграмма 2

Оценка межличностных эмоциональных связей

Т.о. видно, что в классе большое число отверженных детей – 20%. Это говорит о том, что в классе нарушены межличностные отношения и многие дети не чувствуют себя комфортно в данном коллективе.

Также нами была проведена проективная методика «Дерево», направленная на определение стратегии внутригруппового взаимодействия. Ее результаты, характеризующие позиции школьников на настоящий момент представлены в диаграмме 3, а проекция результатов на будущее – в диаграмме 4.

Диаграмма 3

Результаты проективной методики «Дерево»

Диаграмма4

Результаты проективной методики «Дерево»

Как видно из диаграмм, данные несколько изменились. Так например, совершенно исчезла из выборов детей, позиция, когда дети оценивают свое состояние как критическое. К сожалению, при этом, увеличилась позиция с мотивацией на развлечение и позиция замкнутости и тревожности, однако при этом можно увидеть, что повысился процент детей, которые выбирают позицию нормальной адаптации и даже появились те, кто выбирает устойчивую позицию.

Т.о. можно сказать, что класс оценивает себя достаточно с позитивной стороны, однако выделятся процент учащихся с негативной жизненной установкой.

В своем исследовании мы затронули изучение эмоциональной сферы детей, т.к. ее нарушение также может привести к развитию школьной дезадаптации.

Проективной методика «Кактус», была направлена на выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. В исследовании участвовало – 12 человек.

Оценивалось цветовое предпочтение, расположение рисунка на листе, аккуратность, прорисованность и размер деталей.

Т.о. получились следующие результаты:

- 55% учащихся стремятся к домашней защите, из них:

- 40 % учащихся не склонны к агрессии.

- 60 %учащихся демонстрируют агрессивность и эгоцентризм

- 13 % учащихся демонстрируют свою зависимость и неуверенность.

-32% рисунков учащихся говорит о тревоге, эгоцентризме и демонстративности в поведении, импульсивности.

Диаграмма 5

Результаты проективной методики «Кактус»

Следует заметить, что никто из детей не захотел изображать несколько кактусов, что может говорить о некоторой замкнутости, интровертированности.

Т.о. можно говорить о том, что в большинстве, исследуемая группа обладает следующими особенностями: агрессивность и эгоцентризм, тревожность, импульсивность, демонстративность в поведении и стремление к домашней защите. В полученных рисунках отсутствует экстроверсивность, женственность, оптимизм.

Еще одной методикой, изучающей особенности эмоциональной сферы, была проективная методика «Рисунок семьи». Она показала, что:

- 70 % учащихся демонстрировали небрежность и неаккуратность при рисовании

- 30 % учащихся тщательно прорисовывали детали лиц членов семьи и были аккуратны при выполнении рисунка, и использовали в работе радостные, позитивные цвета.

- 20 % учащихся отказали от изображения себя на рисунке, что говорит о чувстве одиночества и изолированности, отчужденности, они несколько исказили реальный состав семьи, пририсовав ныне не существующих членов семьи, не отобразив в полном составе живущим с ним в настоящий момент.

- 20 % учащихся изобразили одного родителя, с которым живет, это означает принятие им реально существующей ситуации, к которой ребенок более или менее адаптировался.

- 14 % изобразило людей не относящихся к семейному кругу, это может трактоваться как стремление заполнить пустоты, возместить нехватку теплых отношений, компенсировать недостаточность эмоциональных связей.

Кроме того, результаты собственных наблюдений позволили сделать некоторые выводы о классе: классный коллектив достаточно дружный. Успеваемость школьников в целом хорошая и нельзя сказать, что по каким-то предметам они не успевают, хотя, конечно же, есть такие предметы, которые вызывают сложности, это русский язык и математика. С большинством учителей у класса сложились хорошие взаимоотношения, особенно с классным руководителем, для детей он является авторитетом.

Класс отличается большой подвижностью, активностью, как в общении, так и на уроках. Однако минусом этого класса является то, что общение чаще всего осуществляется в маленьких подгруппах и для детей имеет значение гендерная принадлежность, а также возникает большая трудность в поддержании дисциплины. Классный руководитель подтверждает особенности, замеченные при наблюдении.

Стоит отдельно остановиться на социально-педагогической характеристике отдельных учащихся, у которых были обнаружены некоторые признаки школьной дезадаптации. Для этого нами была проведена уточняющая индивидуальная диагностика, в ходе которой использовались такие методы, как «незаконченное предложение», «Лесенка», разработанный нами опросник «Что мне нравиться в школе?», тест тревожности Амен, Дорки, Теммл, тест «Страхи в домиках». Особенности социально-педагогической деятельности с данными школьниками фиксировались нами в индивидуальных картах сопровождения, представленных в приложении.

1. Сергей Ч.: 8 лет, неблагополучная семья, воспитывается дедушкой и бабушкой, низкая успеваемость. В группе имеет статус «отверженного»; низкий уровень школьной мотивации, хотя при этом очень позитивное отношение к школе, учителю и к самому обучению; высокий уровень тревожности; заниженная самооценка; характерна позиция на преодоление препятствий; средний уровень агрессивности. Для него характерен высокий уровень школьной дезадаптации. В работе с ним следует направить свою деятельность на повышение самооценки, снятие тревожности, изменение статуса в группе и повышение школьной мотивации.

2. Леша С. ; 8 лет, полная семья, успеваемость средняя. В группе имеет статус «пренебрегаемого»; низкий уровень школьной мотивации, при этом школа воспринимается как вынужденная необходимость; заниженная самооценка; средний уровень тревожности; высокий уровень агрессивности и импульсивности; не умеет себя организовать; общителен. Для него характерен средний уровень школьной дезадаптации. С данным ребенком необходимо проводить работу по повышению школьной мотивации и снижению агрессии.

3. Максим Р.: 8 лет, полная семья, низкая успеваемость. В группе имеет статус «отверженного»; высокий уровень мотивации (по Лускановой), хотя другие методики показали преобладание игровой мотивации и негативное отношение к школе; характерна замкнутость, закрытость; заниженная самооценка; низкий уровень агрессивности; трудности во взаимоотношениях с одноклассниками. Для данного ребенка характерен высокий уровень школьной дезадаптации. С ним необходимо проводить работу по повышению самооценки и нормализации межличностных отношений, повышение его статуса в группе сверстников.

4. Валера Л.: 8 лет, неполная семья, хорошая успеваемость. Статус в группе «принимаемый»; высокий уровень школьной мотивации; гиперактивность, импульсивность; средний уровень тревожности; нормальная, или чуть выше нормы самооценка; средний уровень агрессивности. У данного ребенка был выявлен средний уровень школьной дезадаптации. В работе с ним необходимо направить свою деятельность на снижение агрессии и тревожности.

Также классному руководителю были выданы анкеты для характеристики проблемных детей. Их анализ подтвердил данные, полученные в ходе собственного наблюдения и проведенных методик. Однако, кроме этого было выявлено, что классный руководитель негативно относится к данным детям, что весьма усугубляет имеющиеся проблемы детей.

Подводя итог, можно отметить следующие трудности у детей, проявляющиеся как признаки школьной дезадаптации:

Была выделена группа детей имеющих признаки школьной дезадаптации. В основном, у данных детей преобладает высокий и средний уровни школьной дезадаптации. Причины этих трудностей видятся в педагогической запущенности, индивидуальных особенностях, конфликтных отношениях в семье, а также в проблеме взаимоотношений с учителем.

Также можно определить основное направление социально-педагогической деятельности с выделенной группой детей. Это, в первую очередь, создание условий для развития уверенности в себе, повышения уровня школьной мотивации, формирования позитивного отношения к сверстникам, снятия тревожности.

При построении программы необходимо опираться на сильные стороны социального развития школьников: сформированные навыки общения(поэтому предпочтительнее групповые занятия), самостоятельность, открытость внешним педагогическим воздействиям и многое другое.