logo
Диплом Яковенко

2.2 Анализ социально-педагогической деятельности по профилактике школьной дезадаптации младших школьников в оу.

Анализ результатов диагностического исследования позволил выйти на определение цели практической деятельности – создание условий для преодоления школьной дезадаптации посредством повышения школьной мотивации, формирования позитивной самооценки, развития коммуникативных навыков, с учетом воспитательного потенциала школы.

Для реализации поставленной цели социально педагогической деятельности были поставлены следующие задачи: повышение уровня самооценки; повышение школьной мотивации; снижение уровня тревожности; оптимизация межличностных взаимоотношений учащихся.

Профилактическая программа включала реализацию 10 групповых занятий с учащимися 2 класса (8школьников) в возрасте 8-9 лет. Продолжительность каждого занятия 45 мин.

Реализация данной программы базировалась на соблюдении следующих социально-педагогических принципов:

- партнерства в отношении с ребенком;

- положительного отношения к внутреннему миру ребенка;

- добровольности участия в социально-педагогических занятиях;

- индивидуализированности социально-педагогической деятельности.

Последний принцип заслуживает особого внимания, т.к является одним из базовых для социальной педагогики. Несмотря на то, что реализованная программа социально-педагогической деятельности основана на групповых занятиях, она предполагает именно индивидуальную работу с каждый школьником, которая заключается:

- в индивидуальной диагностике социального развития школьника и его постоянный контроль, результаты которого фиксировались в индивидуальной карте сопровождения воспитанников.

- в организации активности каждого школьника в рамках социально-педагогической программы, в соответствии с индивидуальными целями сопровождения каждого ребенка.

- в организации взаимодействия воспитанника с необходимыми ему специалистами.

Деятельность по снижению проявлений школьной дезадаптации была методически оснащена упражнениями и заданиями, направленными на усиление самосознания, взаимодействие с одноклассниками, развитие рефлексии.

Основными формами социально-педагогической деятельности в ходе реализации программы были беседы, психологические и развивающие игры, упражнения, чтение и анализ психологических сказок.

Для получения обратной связи в конце каждого занятия детям было предложено оценить проведенное занятие с помощью 2 цветов (красный – понравилось занятие; черный цвет- занятие не понравилось). Это показывало состояние каждого ребенка после занятия и интерес его к проводимым нами занятиям.

Групповая работа началась с занятия, на котором была разъяснена цель нашей совместной деятельности. Детям было предложено включиться в игру-путешествие по островам, где ребята выполняли роли членов экипажа корабля. Данное занятие было вступительным, поэтому на нем ребята разрабатывали правила поведения для членов экипажа. Ребята решили написать следующие правила: «Нельзя драться», «Не надо смеяться друг над другом», «Не надо оценивать других участников», и многие другие. Из этих правил, видно, что для детей является важным и ценным в отношениях со сверстниками, и чего им не хватает. Во время составления правил, дети были увлечены, активны, всем хотелось предложить свое.

В ходе этого занятия дети играли в игру «Никто не знает», которая заключалась в том, чтобы рассказать что-то тайное о себе. Сначала ребятам тяжело давались ответы на этот вопрос, т.к. они стеснялись друг друга, но потом, поняв, что над их ответами никто не смеется, и их не дразнят, они стали более смело участвовать в этих играх. Ребята слушали друг друга, ведь они узнавали что-то новое и можно даже сказать «тайное» друг о друге. Многие раскрылись с другой, незнакомой никому стороны. Прозвучали такие ответы как: «Никто не знает, что я мечтаю стать футболистом», «Никто не знает, что я не люблю уроки английского языка» и другие.

Следующее занятие было направлено на формирование положительной самооценки.

Основой занятия стало прочтение сказки «Пропало имя», после которой детям было предложено поучаствовать в беседе по сказке. Так на вопрос «Что может произойти, если человеку дать прозвище и не назы­вать его по имени?» многие ребята давали такие ответы: «Имя может обидеться и уйти от человека», «Все имена уйдут и людям будет очень плохо», Мишель Ф. на этот же вопрос дала следующий ответ: «Человек, которого обзывают, может заболеть от обиды», это говорит о том, что ребенок уже имеет такой опыт, и тяжело переживает чувство обиды. При ответе на вопрос «Зачем человеку дается имя?» у детей возникло некоторое затруднение, основным ответом стала фраза «Чтобы не было путаницы.» По завершению этой беседы ребятам было предложено упражнение «Нарисуй свое имя» и нами была организована выставка их работ. В процессе рисования выяснилось, что многие ребята хорошо рисуют, и они с огромным удовольствием показывали друг другу свои рисунки и объясняли, почему они нарисовали именно так. Анализируя рисунки детей можно увидеть, что большинство выполнено в ярких, радостных тонах, а имена детей написаны крупными, красивыми и аккуратными буквами. Только лишь в рисунках двух ребят (Сергея Ч. и Валеры Л.) в сочетании с яркими цветами наблюдаются цвета темных оттенков, что говорит о некотором дискомфорте.

Следующие наши занятия были посвящены снятию различных страхов у детей. Были прочитаны сказки и организована беседа на тему «Как можно преодолевать свои страхи». На этот вопрос детям было сложно отвечать, потому что они не задумывались раньше на эту тему, однако, не смотря на это, были высказаны такие мысли: «Даже если боишься, надо все равно делать то, что ты боишься, и так страх уйдет», «Если боишься чего-то, надо подумать о чем-то хорошем и страх пройдет». В этой беседе были задействованы все участники группы, только лишь одна девочка отказалась участвовать в обсуждении, т.к. по ее мнению у нее нет страхов и ей не нужно их преодолевать. Несмотря на это, она изъявила желание принять участие в следующем нашем упражнение «Приручение страхов». Детям очень понравилось это задание, и оно прошло в доброжелательной, веселой обстановке. После него все дети выразили мысль о том, что: «Оказывается, бороться со страхом совсем не сложно, а даже наоборот», а еще ребята предложили бороться со страхом с помощью смеха.

В ходе следующих занятий с учащимися обсуждались такие темы, как «Какие качества помогают дружить, а какие наоборот мешают», проводилось упражнение «Разноцветные варежки», «Ласковое слово». Участие школьников в этих занятиях показало, что к качествам помогающим дружить дети отнесли доброту, умение помогать друг другу, честность, а к качествам, которые мешают дружбе, были отнесены злость, вредность, вранье, ябедничество. Т.о. можно говорить о том, что у детей сложено правильное представление о «правилах» дружбы, однако как показали ответы на вопрос: «Всегда ли вы соблюдаете эти правила дружбы?», большинство детей честно признались, что «Нет, не всегда». При работе в парах возникла небольшая трудность т.к. у одной команды никак не получалось договориться на счет выбора цвета и узора, а также было не поделить карандаши, однако остальные участники группы хорошо справились с работой и в конце занятия была единогласно выбрана пара победителей. При выполнении упражнения «Ласковое слово» подобрать ласковое слово для многих было непростой задачей, поэтому на это упражнение было затрачено много времени, дети понимали, что в каждом человеке есть что-то хорошее, но все равно это упражнение вызвало большие трудности, которые, однако, были преодолены.

7 занятие было направлено на повышение уровня школьной мотивации. На нем мы прочитали сказку про гусеничку Дусю, которая показала, что знания, полученные в школе на занятиях очень важны в жизни, после этого мы с ребятами выяснили какие качества личности помогают учиться, к ним ребята отнесли ум, трудолюбие, сила воли, внимательность, терпение, хорошая дисциплина, а какие качества наоборот мешают – страх, лень, глупость, нежелание, плохое поведение. Кульминацией данного занятия стала посадка «Семян Знаний». Нестандартность предложенной ситуации оказала на детей глубокое впечатление и на протяжении всей дальнейшей работы интерес к поливке и уходу за этими семенами не пропал. Дети приняли на веру то, что вместе с их семенами растут и прибавляются их знания.

На следующем занятии была затронута тема родительского наказания и прощения. В беседе на тему о том, как надо любить и наказывать детей многие ребята говорили, что их родители с ними строги и часто не понимают. Оказалось, что для многих близка история «Простить маму» и со многими похожее происходило в реальной жизни. После всего этого было довольно трудно перейти с ребятами на тему прощения, однако в итоге, совместно нам удалось прийти к мысли о том, что людей необходимо прощать, а уж держать зло на своих родных и вовсе не стоит, ведь все это они делают для блага своих детей. А в завершении занятия ребята нарисовали семейную фотографию, которую потом забрали домой, чтобы подарить ее своим близким.

Предпоследнее наше занятие было направлено на подведение итогов проведенных занятий. На этом занятии было предложено написать себе письмо в будущее. Среди пожеланий, которые ребята писали себе, можно выделить такие: Катя А. и Полина М. написали «Я хочу хорошо учиться», Юля А. «Я желаю себе хороших оценок и хорошо учиться», остальные же ребята пожелали себе счастья и любви.

В ходе данного занятия ребятам были вручены благодарности за участие по разным номинациям («За активное участие на занятиях», «За радостное настроение на занятиях» и др.)

По итогам проведенных практических занятий нами была осуществлена итоговая диагностика, имеющая цель: оценку эффективности проделанной работы. Были использованы такие методики, как анкета по оценке уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой, анкетный опрос детей, методика незаконченное предложение, тест тревожности Амен, Дорки, Теммл.

Сопоставление данных полученных в ходе констатирующей и итоговой диагностики представлены в таблице 7.

Согласно, полученным результатам, у детей наблюдается положительная динамика развития, т.е. появилась тенденция результативности нашей социально-педагогической деятельности. К сожалению, в ходе нашей работы привлечь родителей к активному участию в профилактической работе нам не удалось, однако, коррекционно-развивающая работа проходила при активном участии классного руководителя и психолога школы. Специалисты образовательного учреждения были ознакомлены с результатами диагностических исследований и с рекомендациями по дальнейшей работе с выделенными школьниками (индивидуальные карты сопровождения – приложение .

Таблица 7. Сравнительный анализ

результатов констатирующей

и итоговой диагностик.

Уровень школьной мотивации

До занятий

После занятий

3 чел. с негативным отношением к школе

0 человек с негативным отношением к школе

3 чел низкая школьная мотивация

5 чел низкая школьная мотивация

2 чел положительное отношение к школе

3 чел положительное отношение к школе

 0 чел высокий уровень школьной мотивации

 0 чел высокий уровень школьной мотивации

Уровень тревожности

До занятий

После занятий

3 чел высокий

1 чел высокий

5 чел средний

6 чел средний

0 чел низкий

1 чел низкий

 

 

Социальный статус в группе сверстников

До занятий

После занятий

3 чел отверженных

1 чел отверженных

3 чел пренебрегаемых

5 чел пренебрегаемых

2 чел принимаемых

2 чел принимаемых

0 чел лидеров

0 чел лидеров

Реализованные занятия можно оценивать как достаточно эффективные в решении поставленных задач. Больше других под ее влиянием подверглись изменениям такие качества личности, как принятие себя, способность первым вступить в контакт.

Необходимо отметить, что, несмотря на ограниченную во времени реализацию, предлагаемая программа работа по преодолению школьной дезадаптации младших школьников стала причиной изменений во все выделенных сферах личностного развития учащихся младших классов, что характеризует ее как эффективную.

Проведенная работа показала, что эффективность методов коррекции зависит точной диагностики от той причины, по которой возникла школьная дезадаптация.

В процессе организации социально-педагогической деятельности в ОУ были выделены условия, которые и позволили достичь полученных результатов в преодолении школьной дезадаптации младших школьников:

- Уважение достоинства каждого ребенка;

- Постоянная рефлексия собственных поступков и поведения ребенком;

- Включение в совместную деятельность непринимаемых детей;

- Позитивный психологический климат в детском коллективе;

-Индивидуальный подход к каждому ребенку.

Вывод к главе 2.

При проведении исследования в ОУ нами было выявлены следующие проблемы, возникающие у учащихся 2 класса в процессе их обучения:

- неуспеваемость

- чувство тревожности, незащищенности, уязвимости в ситуациях, связанных с учебной деятельностью.

- конфликты с одноклассниками и учителями

- отрицательная динамика состояния здоровья ребенка

- высокий уровень семейной тревоги

- низкий социальный статус в коллективе сверстников.

В результате полученных данных была выделена группа детей с признаками школьной дезадаптации: низкий уровень успеваемости по основным предметам, негативное отношение к школе и к учебному процессу, низкая школьная мотивация, агрессивное поведение, конфликтность, а также заниженная самооценка. Это было вызвано следующими причинами: особенностями процесса воспитания, педагогической запущенностью, индивидуальными особенностями развития ребенка, конфликтными отношениями в семье.

На основе выявленных причин была организованна социально-педагогическая деятельность, направленная на преодоление школьной дезадаптации и нейтрализацию факторов, вызывающих школьную дезадаптацию.

Итогами реализованных социально-педагогических мероприятий стало: снижение уровня конфликтности, повышение статусного положения в группе, оптимизация межличностных коммуникаций учащихся, а также повышение мотивации детей к учению и снижению их тревожности связанной со школой. По результатам проделанной работы были сформулированы некоторые рекомендации педагогам и родителям по дальнейшей работе с детьми, которые были зафиксированы в индивидуальных картах сопровождения.

Заключение

Даже в обычных образовательных учреждениях стали массовыми явления дезадаптации личности. Поэтому характерной и важной чертой деятельности педагога должна быть ориентировка на распознание социальных проблем ребенка и способов их решения, выявления тех фундаментальных представлений о ребенке, которые могут стать основополагающими и регулировать деятельность педагога. Безусловно, во многом решить данные задачи помогает социально-педагогическая деятельность.

В своем исследовании мы изучали проблему школьной дезадаптации младших школьников в ОУ.       Анализ научной литературы показывает, что проблема школьной адаптации и дезадаптации является междисциплинарной и рассматривается в социально-педагогических, психологических, философских, педагогических исследованиях. Теоретическую базу исследования составили работы: А.В. Мудрика, М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева, Г.Ф. Кумариной, М. Безруких, И.В.Дубровиной и др.

Теоретический анализ нашего исследования показал, что в современной науке понятие школьной дезадаптации не является ни описательным, ни диагностическим. Это понятие во многом собирательное и включает социально-средовые, психолого-педагогические, медико-биологические факторы развития самого явления школьной дезадаптации. Таким образом, при определении данного многофакторного явления мы использовали понятие, предложенное Г.Ф. Кумариной, которая под школьной дезадаптацией понимает любые затруд­нения, нарушения, отклонения, возникающие у ребенка в его школьной жизни, т.к. именно в этом подходе отражен учет всех причин вызывающих школьную дезадаптацию.

Сущность школьной дезадаптации младшего школьника определяется ведущей для него учебной деятельностью, процессом обучения, в котором ученик испытывает психологический дискомфорт. Естественной реакцией ребенка на него является сопротивление. Симптомами школьной дезадаптации являются: нежелание ходить в школу, отставание в учебе, нарушение поведения, конфликтность с одноклассниками и учителями, высокая тревожность в школе, зачастую сниженная самооценка. Если в школе ребенок испытывает тревожность, значит те ценности, которые он в ней приобретает, не способны положительно влиять на личность (ценности либо проходят «мимо», либо вызывают внутренний протест, недоверие). Именно явление школьной дезадаптации рассматривают как один из тревожных сигналов для предупреждения негативных последствий социального развития.

Корни школьной дезадаптации учащихся младших классов лежат либо в области медицины, либо зависят от проблем во взаимоотношениях младшего школьника с родителями и педагогами. Среди медицинских причин выделяют минимальные мозговые дисфункции, неврозы и невротические реакции, нейродинамические нарушения, леворукость, одаренность. Среди семейных выделяют гипо- и гиперопеку, конфликтные отношения в семье, педагогическая запущенность. Причины, связанные со школой: особенности процесса обучения, школьный климат, создание вокруг неуспевающих атмосферы нетерпимости, степень коммуникации между учителем и учениками.

Т.о. можно констатировать, что решению проблем ребенка, их предупреждению способствует качественная профилактическая и коррекционная деятельность социального педагога, основанные на совместной работе школьных педагогов, психологов, и, конечно же, родителей.

Для того, чтобы определить особенности работы социального педагога с детьми со школьной дезадаптацией, нами было проведено диагностическое исследование на базе ОУ. Результаты данного исследования выявили группу детей с комплексом признаков школьной дезадаптации. Это определило необходимость проведения коррекционно-профилактической работы по проблеме повышения мотивации учения и минимизации тревожности в школе и позволило определить необходимость проведения развивающей групповой работы с учащимися данного класса по проблеме нарушения взаимоотношений между учениками.

Все вышеизложенное послужило основой программы социального педагога по преодолению школьной дезадаптации младших школьников.

Ее целью стало - создание условий для преодоления школьной дезадаптации по средствам повышение уровня самооценки, повышение школьной мотивации, снятие тревожности, агрессивности и нормализация внутрисемейных отношений.

Реализация данной программы базировалась на выполнении социальным педагогом следующих принципов:

- партнерства в отношении с ребенком

- положительного отношения к внутреннему миру ребенка

- добровольности участия в социально-педагогических занятиях

- индивидуализированность социально-педагогической деятельности

Данная программа содержит рекомендации по преодолению школьной дезадаптации младших школьников. По итогам реализации была оценена ее эффективность. Данные, полученные на итоговой диагностике, позволили сделать вывод, что реализованные занятия по профилактике школьной дезадаптации способствуют решению проблемы школьной дезадаптации младших школьников в условиях ОУ. Так, у учащихся, с которыми проводилась работа, снижается уровень тревожности, нормализуются отношения с одноклассниками и педагогами, а также повышается уровень школьной мотивации, что отражается на их поведении и успеваемости, а следовательно, снижается степень выраженности школьной дезадаптации. Для достижения таких результатов при осуществлении социально-педагогической деятельности, соблюдались следующие условия: комплексный подход субъектов учебной деятельности, согласованность их работы; своевременное выявление причин школьной дезадаптации; организация образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, использование приемов положительной оценочной стимуляции, дифференцированный подход.

Все это говорит о том, что поставленная нами в начале исследования гипотеза считается подтвержденной.

Список литературы.

  1. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников – М.: Глобус, 2007. – 189 с.

  2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007.- 271 с.

  3. Безруких М. М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 240 с.

  4. Безруких М. Почему не сбываются большие ожидания? «Школьный психолог», 2000. №20.

  5. Божович Л. И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка //Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия под ред. Куликова Л. В. СПб: Издательство «Питер», 2000. - 166 с.

  6. Бугова Г.В. К вопросу о профилактике дезадаптации младших школьников // Начальная школа. - №12. – 2006. – с. 73-77.

  7. Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М.: «Академия», 2002. – 416 с.

  8. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2000. – 159с., ил.

  9. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. — М.: Академия, 1995. — С. 8—11.

  10. Выготский Л. С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.

  11. Ганьшина А. Чтобы школа стала «вторым домом»… // Минская школа сегодня, - №9, - 2007.

  12. Детский психолог // Под. ред. Рогова Е. И. Ростов н/Д, Тотем, 1995. №9, 107 с.

  13. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А.Беличевой, И.А. Коробейникова, Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 1993. – 153с.

  14. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 144 с.: ил

  15. Ермолаева М. В. Психология развития. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 376 с. – (Серия «Библиотека психолога»).

  16. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2003. – 384с.

  17. Иванова Н.В. Возможные приемы организации сотрудничества младших школьников с учителем и родителями во внеучебной деятельности // Начальная школа. - №3. – 2006. – с. 16-20.

  18. Инноватика в образовании: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Отв. ред. С.В. Кривых, А.А. Макареня, В.Я. Никитин. – Санкт-Петербург, 2008. – 180 с.

  19. Истратова О. Н. Справочник психолога начальной школы / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 442, [1] с. : ил. – (Справочник).

  20. Коджаспиров Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.

  21. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. Минск: Университэцкае, 1999. – 316 с.

  22. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. - Москва: Просвещение, 1988. - 190 с.

  23. Короткова Л.Д. Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации. – М.: ЦГЛ, 2006, 144 с.

  24. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. Ф. Кумарина, М. Э. Вайнер, Ю. Н. Вьюнкова и др.; Под ред. Г. Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.

  25. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 464 с.

  26. Кумарина Г. Ф. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения // Социальная педагогика - №3. – 2007. – с. 79-88.

  27. Лобанова Т. Как содействовать адаптации первоклассника // Педагогический вестник. - №9. – 2006. – с. 12-13.

  28. Луговская А. Если ребенку трудно учиться. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 64 с. (Серия «Популярная психология для родителей»).

  29. Луговская А. Если ребенок боится идти в школу. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 64 с. (Серия «Популярная психология для родителей»).

  30. Маленкова Л. А если он «трудный»? // Народное образование. - №2. – 2002. – с. 205-208.

  31. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.

  32. Милованова Н.Г. , Суртаева Н.Н. Школьная дезадаптация: Учебное пособие. - Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2001. – 100с.

  33. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. институтов/Под ред. Л. А. Венгера. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. - 272с., ил.

  34. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студентов высш.пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.- 632 с.

  35. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 240 с.

  36. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ иД», 2000. – 160с.

  37. Петрова Л. И. Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире / Л. И. Петрова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 335 с.: ил. – (Школа развития).

  38. Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. / Под ред. Пилипко Н.В. – М.: УЦ «Перспектива», 2002. – 64 с.

  39. Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений. – M.: Владос, 2002

  40. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. -160 с.

  41. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.— М.: Просвещение, 1991.— 303 с.: ил.— (Психол. наука—школе)

  42. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы/Художник Селиванов А.А. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. – 208 с.

  43. Селиванова О.А., Филько В.В. Взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска» // Педагогика. - №6. – 2006. – с.58-62.

  44. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт. – сост. Л. В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.

  45. Соловьева О. А. Психологическая помощь учащимся в кризисных ситуациях // Сацыяльна-педагагiчная работа, - №2 (84), - 2008.

  46. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов ВУЗов / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 416 с.

  47. Степаненков Н. К. Рациональная организация образовательной среды учащихся // Адукацыя и Выхаванне, - №1, - 2007.- с.49-52

  48. Степанов С. Кому неуютно в школе? // «Школьный психолог», 2002. №12.

  49. Схема возникновения школьной дезадаптации // Школьный психолог. - №3. – 2000.

  50. Уфимцева Л. П., Толочко Т. В. Диагностические программы для оценки риска школьной дезадаптации учащихся первых классов // Коррекционная педагогика - №2 (20). – 2007. – с. 9

  51. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Шакурова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272 с.

  52. Шарапановская Е. В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков: Диагностика и коррекция. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с. – (Библиотека практического психолога).