logo
экзамен по социальному воспитанию

Показатели и критерии воспитанности (социально-педагогическая характеристика)

В обычном понимании, воспитанность - это соответствие неким принятым в данном обществе правилам хорошего тона. культурность, хорошие манеры, умение себя вести, благонравие, интеллигентность, благовоспитанность, предупредительность, умение себя держать, благонравность.

В более широком смысле, воспитанность - результат воспитания, а воспитание штука уже серьезная.

Критерии воспитанности – это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива). Оформляются они обычно в виде шкалы наименований.

Критерии воспитанности условно можно подразделить:

на «жесткие» – важные статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи;

«мягкие» – для характеристики школьного воспитания, помогают получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможности проникать вглубь.

Можно выделить две группы критериев воспитанности:

содержательные – связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей;

оценочные – с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества.

Можно выделить:

общие критерии для диагностики конечных результатов достигнутого уровня воспитанности личности или коллектива;

частные критерии – для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств.

По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы:

связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме – суждениях, оценках, поступках, действиях личности;

связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.

Воспитанность ученика включает:

¨ запас нравственных представлений (то, что оно знает о нормах поведения и отношения к обществу);

¨ нравственные убеждения (как ученик воспринимает нравственные нормы для себя лично, т.е. личное, пристрастное отношение к нравственным нормам – личностные смыслы, мотивы, ценности);

¨ реальное нравственное поведение (как знания и убеждения реализуются в поведении).

Воспитанность есть согласованность знаний, убеждений и поведения. Воспитуемость – это возможности ученика к дальнейшему личностному росту вместе со взрослыми, восприимчивость к воспитанию, потенциальный уровень воспитанности.