logo
Pedagogika (1) экзамен

18 Вопрос Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

В поисках путей наиболее эффективного использования структуры уроков разных типов особое значение приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке В педагогической литературе и школьной практике распространены три такие формы -фронтальнаяиндивидуальная и групповаяПервая предполагает совместные действия учащихся класса под руководством учителя, вторая - самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая - учащиеся работают в группах с 3 - 6 человек или парами Задания для групп могут быть одинаковыми или различнымми.

фронтальные формы организации учебной деятельности учащихся называют такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают ее результаты Учитель работает со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в процессе своего рассказа, объяснения, показа, привлечение школьников к обсуждению конкретных вопросов и т.д. Это способствует установлению особо во доверительных отношений и общению между учителем и учениками, а также учащихся между собой, воспитывает у детей чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих то варишь, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельностьть.

От учителя требуется умение найти посильную работу мысли для всех учащихся, заранее проектировать, а затем и создавать учебные ситуации умение и терпение выслушать всех желающих высказаться, так ктовно поддержать и, вместе с тем, внести необходимые коррективы в процессе обсуждения Такой подход учителя позволяет учащимся активно слушать и делиться своими мыслями, знаниями с другими, с пониманием выслушать овуваты мнения других, сравнивать их со своими, находить ошибки в суждениях других и др. В этом случае на уроке царит дух коллективного мышления Учитель имеет возможность влиять на весь коллектив к лакомую, излагать учебный материал всему классу, достигает определенной ритмичности в деятельности школьников на основе учета их индивидуальных особенностей Все это преимуществами фронтальной формы организа ции учебной работы учащихся на уроке Вот почему в условиях массового обучения эта форма организации учебной работы учащихся является незаменимой и наиболее распространенной в работе современной школшколи.

Фронтальная форма организации обучения может быть реализована в виде проблемного, информационного, объяснительно-иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими заданиями

Однако, фронтальная форма учебной работы имеет ряд существенных недостатков По своей природе она направлена ??на некоего абстрактного ученика, в связи с чем в практике работы школы часто проявляются тенденц ции к нивелированию учащихся, побуждению их к единому темпу работы, к чему они не готовы Ученики с низкими учебными возможностями работают медленно, хуже усваивают материал им нужно больше внимания стороны учителя, больше времени на выполнение заданий, больше упражнений, чем ученикам с высокими учебными возможностямями.

Так, для максимальной эффективности учебной деятельности учащихся необходимо использовать и другие формы учебной работы

Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задания, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями Такими заданиями могут быть работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии) решения задач, примеров, написание приказов, творческих , рефератов, докладов, проведение всевозможных наблюдений и тд Широко используется индивидуальная работа в программированного обучения.

В педагогической литературе выделяют два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальную и индивидуализированные Первая характеризуется тем, что выполнение учеником общих для всего класса задач осуществляется без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе, вторая предполагает учебно-познавательную действие яльнисть учащихся в процессе выполнения специфических задач Именно она позволяет регулировать темп продвижения в обучении каждого школьника в соответствии с его подготовкой и возможностями.

Таким образом, одним из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы обучения школьников на уроке является дифференцированные индивидуальные задания, особенно задачи с печатной основой Однако, этого не достаточно Не менее важным является контроль учителя за выполнением заданий, своевременная помощь в решении учебных проблем Причем, для слабо вст тигаючих учеников дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации заданий, сколько в мере предоставления помощи со стороны учителя.

Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач: для усвоения новых знаний и их закрепление, для формирования и закрепления умений и навыков для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения изучаемым методом Проще всего, конечно, использовать эту форму организации обучения школьников для закрепления, повторения организации разнообразных упражнений Однако, она не менее эффективна и при самостоятельном изучении нового материала, особенно при его предыдущем домашнем обработке

Для слабо успевающих учащихся необходимо составлять такую ??систему задач, которые содержали бы в себе: образцы решения задач и упражнений, которые нужно решить на основе представленного образца, различные алгоритмические прекр писи, позволяющие ученику шаг за шагом решить определенную задачу, различные теоретические сведения, объясняющие теорию, явление, процесс, механизм процессов, которые позволяют ответить на ряд вопросов, а также разнообразные требования сравнивать, классифицировать, обобщать Такая организация учебной работы учащихся на уроке дает возможность каждому школьнику в соответствии со своими возможностями, способностями по самостоятельно, но неуклонно углублять и укреплять знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной деятельности, формировать в себе потребность к самообразованию Это преимущества индивидуальной формы орг анизации обучения учащихся Но она имеет и серьезные недостатки Способствуя воспитанию самостоятельности учащихся, организованности, настойчивости в достижении цели, индивидуализированная форма учебной работы несколько ограничь уе их общения между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях Эти недостатки компенсируются в практической работе учителя сочетанием индивидуальной формы обуче ния и групповопової.

Групповая (цепная) форма организации учебной работы учащихся, ее главными признаками являются:

Количество членов группы различна Она колеблется в пределах 3-6 человек Состав группы меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы Не менее половины группы должны составлять ученики, способные усп пишно заниматься самостоятельной работоспособностьтою.

Руководители групп и их состав могут быть разными по различным учебным предметам и добираются они по принципу объединения школьников разного уровня подготовки, внеурочной информации по данному предмету, сумме исности учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга в группе не должно быть негативно настроенных друг к другу ученикив.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами В процессе работы членам группы позволяет ется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другуо.

Групповая форма работы целесообразно использовать при проведении практических и лабораторных работ, работ-практикумов по естественным предметам, при выработке трудовых навыков, навыков речи, при вы ивченни текстов копий исторических документов и др. В процессе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации Все это сопровождается индивидуальной сам остийною работоспособностьою.

Групповая деятельность учащихся состоит из следующих элементов:

1 Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, определение учебных задач, краткий инструктаж учителя

2 Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения, распределение обязанностей

3 Выполнение учебной задачи

4наблюдениях учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся

5 взаимопроверка и контроль за выполнением задач в группе

6 Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя и формирование общих выводов

7 Индивидуальные оценка работы групп и класса в целом

Групповая форма обучения учащихся на уроке предъявляет высокие требования к учителю, который руководит учебно-познавательной деятельностью школьников Он должен хорошо владеть дисциплиной, в совершенстве освоить методику определи ния задач для групповой работы учащихся, умело направлять и обеспечивать эффективность их деятельности, выделяя ключевые моменты, акцентируя внимание на главном в учебном материале, слежу или за сотрудничеством учащихся в различных группах.

Преимущества групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны Результаты совместной работы учащихся достаточно заметны как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных м нравственных качеств личностиі.

Однако, эта форма также имеет ряд недостатков существенными из них являются: трудности комплектования групп и организации работы в них; ученики в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном материале и выбрать самый путь для его освоения В результате слабые ученики трудно усваивают материал, а сильные нуждаются в более сложных, оригинальных задач Таким образом, только в сочетании с другими формами обучения эта форма организации учащейся работы может е обеспечивать ожидаемые положительные результаты.