37.Возникновение воспитания и обучения в первобытном обществе.
Воспитание детей, передача им знаний, умений, навыков, социокультурного опыта происходило в процессе повседневной жизни и деятельности – трудовой, бытовой, религиозно.
Совместный труд детей и взрослых приобретал обучающе направленный образ действий в соответствии с постепенно осознававшимися целью и конечным результатом. Детское подражание поведению взрослых в быту, совместном труде, в играх качественно отличалось от животных форм: здесь наблюдается уже сознательная, целенаправленная деятельность, предполагающая волевые усилия и определенную систему социальных связей.
Труд в первобытном обществе имел коллективный характер, вследствие чего коллективный характер был присущ и воспитанию.
Единственными ориентирами дифференциации воспитания были пол и возраст детей. Мальчики вместе со взрослыми мужчинами участвовали в охоте и рыбной ловле, изготовлении орудий труда и оружия. Девочки под руководством женщин собирали съедобные и лекарственные растения, готовили пищу, делали посуду, шили одежду. Однако внутри этих групп никакой дифференциации не было – все мальчики, так же как и все девочки, воспитывались одинаково.
Духовно-нравственная жизнь первобытного общества определялась мифологическим характером сознания людей и особенностями существовавшей в то время религии – анимизма (от лат. anima, animus – душа, дух), для которой характерны были одушевление природы и вера в души предков. Ориентация на местности, приметы, связанные с предсказанием погоды, знание повадок животных, полезных и вредных свойств растений, особенностей различных минералов были жизненно необходимы любому члену первобытного общества. Так эмпирически накапливались зачатки физических (изобретение рычага, лука) и химических (обработка растений и различных природных материалов) знаний, астрономии (ориентация по Солнцу и звездам), медицины, фармакологии. Медленнее развивались знания, требующие обобщенных абстрактных представлений, что находило свое отражение в языке. Так, имелись собирательные обозначения для деревьев, кустарника, травы, но не было обозначения для растений вообще.
На поздних этапах развития первобытного общества происходят существенные изменения в практике воспитания. Одним из них было появление прообразов образовательных учреждений – так называемых “домов молодежи”, организованных для обучения мальчиков и девочек определенным трудовым навыкам, умениям, обрядам, для передачи им накопленных знаний. Основной формой обучения и воспитания в “домах молодежи” были совместные игры и занятия.
На поздних этапах первобытно-общинного строя происходит постепенное социальное расслоение общества, что приводит к социальной дифференциация в воспитании и обучении детей и усилению роли семейного воспитания. Для обучения и воспитания детей племенной знати и жрецов создавались специальные закрытые школы, где с ними работали профессиональные педагоги. Дети простых людей воспитывались в семье и чаще всего наследовали профессию родителей; главным фактором воспитания выступала окружающая их социокультурная среда. Так возникли предпосылки разделения педагогики на две ветви – научную и эмпирическую (народную).
- 1.Профессиональная деятельность и личность педагога.
- 2.Общая и профессиональная культура педагога.
- 3. Профессионально-личностное становление и развитие педагога.
- 4.Педагогика как наука.
- 5. Образование как общественное явление и педагогический процесс.
- 6. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
- 7. Структура педагогической науки
- 8. Взаимосвязь педагогической науки и практики.
- 9. Связь педагогики с другими науками.
- 10. Понятие методологии педагогической науки.
- 11.Научные исследования в педагогике.
- 12. Методы и логика педагогического исследования.
- 13.Сущность образовательного процесса.
- 14.Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.
- 15.Закономерности и принципы обучения.
- 16.Анализ современных дидактических концепций.
- 17.Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
- 18. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса.
- 19. Двусторонний и личностный характер обучения.
- 20.Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
- 21.Федеральный государственный образовательный стандарт.
- 22.Методы и средства обучения.
- 23.Современные модели организации обучения.
- 24.Типология и многообразие образовательных учреждений.
- 25.Авторские школы.
- 27. Сущность воспитания.
- 28. Место воспитания в целостной структуре образовательного процесса.
- 29.Движущие силы и логика воспитательного процесса.
- 30.Базовые теории воспитания и развития личности.
- 31. Закономерности, принципы и направления воспитания.
- 32.Система форм и методов воспитания.
- 33.Педагогическое взаимодействие в воспитании.
- 34. Понятие о воспитательных системах.
- 35.Коллектив как объект и субъект воспитания.
- 36. Национальное своеобразие воспитания.
- 37.Возникновение воспитания и обучения в первобытном обществе.
- 38. Образование в древнейших государствах.
- 39. Становление педагогических традиций в Античном мире.
- 40. Развитие педагогических традиций христианских цивилизаций.
- 41. Воспитание и система образования в эпоху Возрождения.
- 42. Я.А.Коменский – основоположник педагогической науки.
- 43. Педагогика и школа Западной Европы в эпоху Просвещения.
- 44. Век Просвещения в России.
- 45. Педагогическая система швейцарского педагога и.Г.Песталоцци.
- 46. Классики немецкой педагогики.
- 47. К.Д. Ушинский – основоположник педагогической науки в России. Педагогика России XIX века.
- 48. Педагогика России конца XIX–нач.XX.Вв (п.Ф.Каптерев, в.В.Розанов,к.Вентцель).
- 49. Зарубежная гуманистическая педагогика: основные направления.
- 50. Отечественная педагогика XX-нач.XXI века.