15.Закономерности и принципы обучения.
Как показывает практика, процесс обучения имеет некоторые общие закономерности. Их выявление помогает разработать способы осознанного управления обучением. Закономерности обучения – это теоретическая база для понимания обучения. Как правило, они носят вероятностно-статистический характер и не предполагают практических установок для конкретных действий, но благодаря раскрытию их возможна разработка конкретных правил работы преподавателя.
Следует четко понимать, что эти закономерности весьма субъективны и зависят в своем проявлении от деятельности преподавателя. Итак, процесс обучения – объективный процесс, учитывающий субъективные особенности его участников. В связи с этим определяется существование двух групп закономерностей и сложная обусловленность объективными и субъективными факторами процесса обучения.
Современные педагоги выделяют два вида закономерностей обучения: внешние и внутренние.
Внешние закономерности зависят от социальных процессов, политической ситуации, уровня культуры в обществе и т. д.
Внутренние закономерности связаны с целями, методами и формами обучения.
Назовем некоторые из этих закономерностей.
1. Процесс обучения носит как образовательный, так и воспитательный характер. В ходе его реализации влияние на ученика может склоняться в одну либо в другую сторону.
2. Процесс обучения требует постоянного повторения пройденного материала.
3. Процесс обучения требует интенсивности и сознательности работы ученика и учителя.
4. Процесс обучения требует от обучаемого применения поисковых методов и анализа изученного материала.
В процессе обучения, кроме дидактических законов, действуют психологические, физиологические, гносеологические законы и закономерности. Они
преимущественно определяют взаимоотношения ученика и учителя в процессе обучения.
- 1.Профессиональная деятельность и личность педагога.
- 2.Общая и профессиональная культура педагога.
- 3. Профессионально-личностное становление и развитие педагога.
- 4.Педагогика как наука.
- 5. Образование как общественное явление и педагогический процесс.
- 6. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
- 7. Структура педагогической науки
- 8. Взаимосвязь педагогической науки и практики.
- 9. Связь педагогики с другими науками.
- 10. Понятие методологии педагогической науки.
- 11.Научные исследования в педагогике.
- 12. Методы и логика педагогического исследования.
- 13.Сущность образовательного процесса.
- 14.Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.
- 15.Закономерности и принципы обучения.
- 16.Анализ современных дидактических концепций.
- 17.Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
- 18. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса.
- 19. Двусторонний и личностный характер обучения.
- 20.Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
- 21.Федеральный государственный образовательный стандарт.
- 22.Методы и средства обучения.
- 23.Современные модели организации обучения.
- 24.Типология и многообразие образовательных учреждений.
- 25.Авторские школы.
- 27. Сущность воспитания.
- 28. Место воспитания в целостной структуре образовательного процесса.
- 29.Движущие силы и логика воспитательного процесса.
- 30.Базовые теории воспитания и развития личности.
- 31. Закономерности, принципы и направления воспитания.
- 32.Система форм и методов воспитания.
- 33.Педагогическое взаимодействие в воспитании.
- 34. Понятие о воспитательных системах.
- 35.Коллектив как объект и субъект воспитания.
- 36. Национальное своеобразие воспитания.
- 37.Возникновение воспитания и обучения в первобытном обществе.
- 38. Образование в древнейших государствах.
- 39. Становление педагогических традиций в Античном мире.
- 40. Развитие педагогических традиций христианских цивилизаций.
- 41. Воспитание и система образования в эпоху Возрождения.
- 42. Я.А.Коменский – основоположник педагогической науки.
- 43. Педагогика и школа Западной Европы в эпоху Просвещения.
- 44. Век Просвещения в России.
- 45. Педагогическая система швейцарского педагога и.Г.Песталоцци.
- 46. Классики немецкой педагогики.
- 47. К.Д. Ушинский – основоположник педагогической науки в России. Педагогика России XIX века.
- 48. Педагогика России конца XIX–нач.XX.Вв (п.Ф.Каптерев, в.В.Розанов,к.Вентцель).
- 49. Зарубежная гуманистическая педагогика: основные направления.
- 50. Отечественная педагогика XX-нач.XXI века.