3. Методика изучения правил правописания.
Орфографическое правило – инструкция к выбору нормативного графического варианта, определяемому условия действия нормы.
Русская орфография достаточно сложна для усвоения и в ней представлено довольно большое количество правил правописания. «Свод орфографических правил» (410 правил). В школе изучается более 70 правил. Большое количество правил требовало их классификации с методическими целями. Классификацикй правил занимались многие ученые: Истрина, Львов, Богоявленский и др. В наибольшей степени отвечает практическим нуждам школы классификация Д.Н.Богоявленского. Он разделил все правила правописания на 3 группы:
1) Одновариантные правила;
2) Двувариантные правила;
3) Правила – инструкции.
К одновариантным правилам относятся правила, в которых дается указание только на один возможный вариант написания (например, жи-ши). Двувариантные правила – правила, в которых дается указание на 2 или несколько вариантов написания. Правила-инструкции – правила, в которых вообще не дается указание на какой-либо вариант написания, но дается инструкция как действовать, чтобы этот правильный вариант определить. Такие правила обычно начинаются с союза «чтобы» (например, чтобы проверить безударную гласную…).
Классификация правил осуществляется с целью определения наиболее эффективного пути освоения каждой группы правил. Как известно, существует 2 пути познания: дедуктивный и индуктивный. Дедуктивный путь предлагает последовательность от общего к частному. В методике орфографии под дедукцией понимается первоначальное сообщение ученикам правила в готовом виде, а затем подкрепление его частными примерами. Индуктивный путь предполагает последовательность от частного к общему. В методике орфографии под индукцией понимается первоначальное наблюдение за частным примерами, а затем вывод правила сами детьми под руководством учителя. Оба эти пути имеют как преимущества, так и недостатки. Дедуктивный путь позволяет экономить время, но содержит слабый развивающий потенциал. Индуктивный путь содержит большой развивающий потенциал, но требует большего времени. Одновариантные правила не содержат развивающих возможностей, поэтому Богоявленский рекомендовал их изучать дедуктивным путем, а двувариантные - индуктивным. В современной школе тем не менее предпочитается индуктивный путь освоения орфографических правил. Преимущественно с помощью создания ситуации интеллектуального разрыва. Тем не менее дедуктивный путь в отношении одновариантных правил допустим.
- 1. Формирование языковых понятий у младших школьников. Этапы формирования понятий. Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе освоения понятий.
- 2. Природа орфографического навыка как основа методики его формирования.
- 3. Методика изучения правил правописания.
- 4. Словарно-орфографическая работа в начальных классах.
- 5. Система орфографических упражнений.
- 6. Условия формирования навыков правописания.
- 7. Грамматическое и антиграмматическое направление в методике обучения орфографии.
- 8. Структура навыка правописания. Специфично-орфографические и общеязыковые операции.
- 9. Развитие орфографической зоркости.
- 10. Особенности изучения орфографии в системе развивающего обучения Давыдова-Эльконина.