1. Структура личности.
1.Биологическая: обогащенный генотип создает повышенные благоприятные условия для развития творческой личности и высокой ее работоспособности в дальнейшем, типы темперамента – в принципе успешные творцы могут иметь любой тип темперамента, но сангвиник и холерик имеют большую жизнестойкость и запас энергии.
2. Социально-психологическая: самоидентификация, тип характера, акцентуации, внешний и внутренний локус контроля, интровертность-экстравертность, типы социальных мотивов (честолюбие, самоутверждение, тщеславие, эгоизм, альтруизм, самопожертвование), самоидентификация, референтная группа, гендерные роли.
3.Культурная: происхождение, расовая, культурно-этнографическая принадлежность, социально-культурная среда, оказавшая влияние на социализацию, становление личности.
4.Профессиональная: знания, навыки, умения.
Данные составляющие расположены в порядке убывания возможности искусственно их изменить.
Древнекитайская классификация развития личности
Молодость – до 20 лет
Возраст вступления в брак – до 30 лет
Возраст выполнения общественных обязанностей – до 40 лет
Познание собственных заблуждений – до 50 лет
Последний период творческой жизни – до 60 лет
Классификация возрастов жизни по Пифагору (VI в. до н.э.)
Период становления 0-20 лет (весна)
Молодой человек 20-40 лет (лето)
Человек в рассвете сил 40-60 (осень)
Старый и угасающий человек 60-80 (зима)
Классификация возрастов жизни по Гиппократу (IV в. до н.э.)
0-7 лет.
7-14 лет.
14-21 год.
21-28 лет.
28-35 лет.
35-42 года.
42-49 лет.
49-56 лет.
56-63 года.
63-70 лет.
(М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова и др. 1999.)
2. Психодинамическая теория личности З.Фрейда.
З.Фрейд (1856-1939). Ид (Оно) – сексуальные побуждения, действует в соответствии с принципом удовольствия, эго (Я) – осознанные человеком функции психики, регулирует в соответствии с реальностью взаимодействие между Эго и суперэго, Суперэго (сверх Я) – социальные нормы и установки, ценности общества, контролируют поведение Я и подавляют Оно.
Стали развития человека: оральная – до 1,5 года, анальная – приучение к туалету - до 3 лет, если не приучать к чистоплотности назойливо и педантично, то может (якобы) вырасти непунктуальная, щедрая, творческая личность. От 3 до 6 лет – фаллическая стадия, у мальчиков Эдипов комплекс, у девочек – комплекс Электры. Латентный период – от 6 до 11 лет скрытый характер проявления либидо. Усваивается социально обусловленные гендерные роли – поведение, соответствующее полу. Генитальная стадия – полове созревание, приближение к зрелости – способность работать и любить. Личностное совершенство мужчин по сравнению с женщинами.
Ид, Эго и Суперэго ведут борьбу за ограниченный объем энергии либидо. Для снятия этих конфликтов личность вырабатывает защитные механизмы:
Вытеснение – перевод в подсознание аффективных и когнитивных аспектов психологических установок, находящихся в конфликте между собой и причиняющих страдание.
Проекция – личность приписывает свои мысли, чувства и действия другим людям, возлагая на них ответственность за свои проступки.
Замещение – переадресовка агрессии от более угрожающего объекта к менее угрожающему.
Реактивное образование – подавление неприемлемых побуждений и замена их в поведении на противоположные.
Сублимация – замена неприемлемых сексуальных или агрессивных побуждений на социально-приемлемые формы поведения в целях адаптации.
- 1. Психология как наука.
- Вопрос 2. Психические процессы высшего порядка.
- 2.1. Ощущения и восприятие.
- 2.2. Внимание. Память.
- 2.3. Процессы мышления. Воображение
- 4. Когнитивные теории научения: обучение как информационный процесс.
- 9. Уровни и формы научения. Критические и сензитивные периоды
- 1. Структура личности.
- 3. Аналитическая теория личности к.Юнга
- 4. Гуманистическая теория личности к.Роджерса, а.Маслоу.
- 5. Когнитивная теория личности Дж. Келли
- 6. Поведенческая теория личности. Рефлекторное направление (Дж. Уотсон, б.Скиннер). Социальное направление (а. Бандура и Дж. Роттер)