logo
Лекции Психология

1. Структура личности.

1.Биологическая: обогащенный генотип создает повышенные благоприятные условия для развития творческой личности и высокой ее работоспособности в дальнейшем, типы темперамента – в принципе успешные творцы могут иметь любой тип темперамента, но сангвиник и холерик имеют большую жизнестойкость и запас энергии.

2. Социально-психологическая: самоидентификация, тип характера, акцентуации, внешний и внутренний локус контроля, интровертность-экстравертность, типы социальных мотивов (честолюбие, самоутверждение, тщеславие, эгоизм, альтруизм, самопожертвование), самоидентификация, референтная группа, гендерные роли.

3.Культурная: происхождение, расовая, культурно-этнографическая принадлежность, социально-культурная среда, оказавшая влияние на социализацию, становление личности.

4.Профессиональная: знания, навыки, умения.

Данные составляющие расположены в порядке убывания возможности искусственно их изменить.

Древнекитайская классификация развития личности

Молодость – до 20 лет

Возраст вступления в брак – до 30 лет

Возраст выполнения общественных обязанностей – до 40 лет

Познание собственных заблуждений – до 50 лет

Последний период творческой жизни – до 60 лет

Классификация возрастов жизни по Пифагору (VI в. до н.э.)

Период становления 0-20 лет (весна)

Молодой человек 20-40 лет (лето)

Человек в рассвете сил 40-60 (осень)

Старый и угасающий человек 60-80 (зима)

Классификация возрастов жизни по Гиппократу (IV в. до н.э.)

    1. 0-7 лет.

    2. 7-14 лет.

    3. 14-21 год.

    4. 21-28 лет.

    5. 28-35 лет.

    6. 35-42 года.

    7. 42-49 лет.

    8. 49-56 лет.

    9. 56-63 года.

    10. 63-70 лет.

(М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова и др. 1999.)

2. Психодинамическая теория личности З.Фрейда.

З.Фрейд (1856-1939). Ид (Оно) – сексуальные побуждения, действует в соответствии с принципом удовольствия, эго (Я) – осознанные человеком функции психики, регулирует в соответствии с реальностью взаимодействие между Эго и суперэго, Суперэго (сверх Я) – социальные нормы и установки, ценности общества, контролируют поведение Я и подавляют Оно.

Стали развития человека: оральная – до 1,5 года, анальная – приучение к туалету - до 3 лет, если не приучать к чистоплотности назойливо и педантично, то может (якобы) вырасти непунктуальная, щедрая, творческая личность. От 3 до 6 лет – фаллическая стадия, у мальчиков Эдипов комплекс, у девочек – комплекс Электры. Латентный период – от 6 до 11 лет скрытый характер проявления либидо. Усваивается социально обусловленные гендерные роли – поведение, соответствующее полу. Генитальная стадия – полове созревание, приближение к зрелости – способность работать и любить. Личностное совершенство мужчин по сравнению с женщинами.

Ид, Эго и Суперэго ведут борьбу за ограниченный объем энергии либидо. Для снятия этих конфликтов личность вырабатывает защитные механизмы:

  1. Вытеснение – перевод в подсознание аффективных и когнитивных аспектов психологических установок, находящихся в конфликте между собой и причиняющих страдание.

  2. Проекция – личность приписывает свои мысли, чувства и действия другим людям, возлагая на них ответственность за свои проступки.

  3. Замещение – переадресовка агрессии от более угрожающего объекта к менее угрожающему.

  4. Реактивное образование – подавление неприемлемых побуждений и замена их в поведении на противоположные.

  5. Сублимация – замена неприемлемых сексуальных или агрессивных побуждений на социально-приемлемые формы поведения в целях адаптации.