5. Когнитивная теория личности Дж. Келли
Дж. Келли (1905-1967). Любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий. Конструкт человека определяется особенностями его познавательных процессов (восприятия, мышления ит.д.). Благодаря конструктам человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения. Это своеобразный классификатор-шаблон восприятия окружающего мира и самого себя. Примеры конструктов – «молодой – старый», «умный – глупый», «хороший – плохой». Система личностных конструктов человека делится на два блока:
Блок «ядерных» конструктов – есть около 50 основных конструктов, находящихся в постоянном фокусе оперативного сознания. Они наиболее часто используются в общении и взаимодействии с другими людьми.
Блок периферических конструктов – это все прочие конструкты. Это индивидуальный набор каждого человека.
В зависимости от количества и качества конструктов особенно второго блока личность может быть когнитивно сложной или когнитивно простой.
Когнитивно сложная личность отличается следующими качествами:
Имеет лучшее психическое здоровье.
Лучше справляется со стрессом
Имеет более высокий уровень самооценки.
Более адаптивна к новым ситуациям
Для оценки количества и качества личностных конструктов существует методика «тест репертуарной решетки» (Франселла Ф. , Баннистер Д, 1987). .Суть его заключается в том, что тестируемый человек сравнивает триады объектов (троих людей), играющих в его жизни (прошлой и настоящей) важную роль, а затем выделяет в них диады с общими качествами - например «двое общительны, а третий - нет», таким образом раскрывая свои собственные конструкты.
Личность – это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. У каждого человека есть своя иерархия конструктов.
Конструкты творческого человека – «постоянный – изменчивый», «обычный – необычный», «новый – старый», «удивительный – заурядный»… (продолжить список).
- 1. Психология как наука.
- Вопрос 2. Психические процессы высшего порядка.
- 2.1. Ощущения и восприятие.
- 2.2. Внимание. Память.
- 2.3. Процессы мышления. Воображение
- 4. Когнитивные теории научения: обучение как информационный процесс.
- 9. Уровни и формы научения. Критические и сензитивные периоды
- 1. Структура личности.
- 3. Аналитическая теория личности к.Юнга
- 4. Гуманистическая теория личности к.Роджерса, а.Маслоу.
- 5. Когнитивная теория личности Дж. Келли
- 6. Поведенческая теория личности. Рефлекторное направление (Дж. Уотсон, б.Скиннер). Социальное направление (а. Бандура и Дж. Роттер)