4.1 Ознакомление с окружающим миром детей с умственной отсталостью.
Коррекционно-педагогическую работу по ознакомлению с окружающим миром в группе для детей с умственной отсталостью проводит педагог-дефектолог (олигофренопедагог), так как он обладает системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, знает психологические особенности и возможности данной категории детей, владеет приемами и методами их обучения и воспитания, коррекции и развития у них высших корковых функций.
Содержание образовательного процесса в группе для детей с умственной отсталостью определяется специальной (коррекционной) программой с учетом индивидуальных особенностей детей (возраста, структуры нарушения, уровня интеллектуального и психофизического развития и т.п.).
У детей с интеллектуальной недостаточностью развитие познавательных интересов ставится в центр коррекционно-развивающей работы по ознакомлению с окружающим миром.
В процессе формирования представлений об окружающем мире дети овладевают познавательными установками «Что это такое? », «Что с ним можно делать?», «Зачем он нужен?», «Почему он такой?». На основе выделения функциональных, пространственных и качественных признаков объектов ребенок сравнивает их, классифицирует, делает элементарные обобщения.
Занятия по ознакомлению детей с окружающим проводит педагог-дефектолог один раз в неделю по подгруппам. Однако задачи этого направления работы решаются и в повседневной жизни, в ходе общения детей со взрослыми, на других занятиях.
В процессе ознакомления детей с миром людей, миром предметов и миром природы широко используются разнообразные методы и приемы обучения в различном их сочетании. Прежде всего это элементарные опыты, упражнения, практические ориентировочно-исследовательские действия с предметами, наблюдения, показ натуральных предметов и их моделей, показ видеоматериалов, кинофильмов, диафильмов, фотографий, иллюстраций, картин и картинок, которые сочетаются со словесными объяснениями, рассказом педагога или беседой, чтением художественной литературы.
Большое значение в организации этой работы имеют экскурсии, которые проводят как педагоги дошкольного учреждения, так и родители. Они расширяют возможности познания детьми объектов и явлений социальной и природной действительности в естественных условиях их существования.
Большую ценность для закрепления представлений об окружающем имеет труд в уголке природы и на участке (например, подготовка грядки к посеву семян, выращивание и посадка рассады овощных культур и цветов, полив растений, уборка урожая и т. п.). Содержание раздела на третьем этапе также непосредственно связано с игровой, конструктивной, изобразительной, трудовой деятельностью детей, работой по формированию элементарных математических представлений и развитию речи детей с и интеллектуальной недостаточностью.
Дети совместно со взрослыми учатся планировать свою деятельность в течение дня, с этой целью используется стенд «Календарь наших дел».
Педагогический замысел:
— развивать познавательный интерес к окружающему социальному, предметному и природному миру и познавательную активность;
— пробуждать элементарную любознательность, желание наблюдать за изменениями, происходящими в окружающем;
— продолжать формировать познавательную установку «Почему это происходит? Почему он такой (по цвету, форме, размеру и т. д.)?»;
— знакомить с занятиями и трудом взрослых;
— укреплять образ Я, расширять представления о собственных возможностях и умениях и успехах других детей;
— привлекать внимание детей к различным видам социальных отношений, передавать их в ролевых и театрализованных играх;
— развивать способность выражать свое настроение, потребности с помощью пантомимических, мимических и других средств;
— развивать стремление передавать (изображать, демонстрировать) радость, огорчение, удовольствие, удивление в процессе моделирования социальных отношений;
— расширять и углублять представления о разных местах обитания и образе жизни, способах питания животных и растений;
— формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в живом и растительном мире и др.;
— продолжать знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
— расширять и закреплять представления о предметах быта, необходимых в жизни человека (одежда, обувь, мебель, посуда и др.);
— расширять и закреплять представления о макросоциальном окружении (двор, магазин, деятельность людей, транспорт и др.);
— углублять и расширять представления о явлениях природы (вода, ветер, огонь, снег, дождь), сезонных и суточных изменениях (лето–зима, весна — осень, день — ночь, утро — вечер); связывать их с изменениями в жизни людей, животных, растений;
— продолжать формировать экологические представления, знакомить с функциями человека в природе (потребительской, природоохранной, восстановительной);
— продолжать развивать сенсорно-перцептивную способность: выделение знакомых объектов из фона зрительно, по звучанию, на ощупь и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
— знакомить с праздниками (Новый год, День рождения, Рождество, Пасха, Масленица, проводы осени, спортивный праздник);
— знакомить с художественными промыслами (расписная матрешка, деревянные ложки и т. п.);
— развивать восприятие, внимание, память, мышление (аналитико-синтетическую деятельность, операции сравнения, классификации, обобщения).
Оборудование и материалы:
— фотографии каждого ребенка группы, сотрудников, родителей, любимых животных; фотографии, сделанные во время режимных моментов, праздников, экскурсий, игр и т. п.;
— картинный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей;
— «Календарь наших дел». В групповой комнате или раздевалке, то есть в месте, удобном для свободного подхода детей, размещается стенд в виде плоскостного изображения дома с окнами, или корабля с иллюминаторами, или дерева с гнездами, или самолета с иллюминаторами, или другое изображение, доступное для понимания детей. Внутри каждого окна, иллюминатора, гнезда располагаются фотографии детей в полный рост в нарядной одежде с любимой игрушкой в руках. Размеры фотографий 9x13 или 10x15 см. Окошечки для фотографий закрываются ставнями, на внутренней стороне которых имеется специальное приспособление для крепления необходимых символов. Эти стенды становятся предметом ежедневного наблюдения, ориентировки детей в режимных моментах, в занятиях, то есть наполняются тем содержанием, которое составляет основу жизнедеятельности детей в группе. Каждое утро педагоги проводят с детьми беседу, открывают окошечки и уточняют, кто из детей и чем будет заниматься. К одним окошечкам прикрепляются символы, обозначающие занятия и в уголке природы, уборку тех или иных уголков группы (помощники по занятиям, по накрыванию столов для приема пищи и т. п.). В нижней части стенда располагаются символы, обозначающие наиболее значимые виды деятельности, которые дети будут осуществлять с различными педагогами, — музыкальное занятие, физкультура, театрализованные игры и т. п. Беседа по содержанию стендов проводится утром, по мере того как дети приходят в группу, и вечером, перед уходом домой. Если дети живут в детском доме, то такая беседа проводится после утреннего туалета и перед вечерним сном;
— природный уголок — маленький садик или уголок леса, в котором представлена обстановка, ситуация мира природы. В таком уголке должны создаваться ситуации, которые характерны для реального растительного и животного мира, поэтому он, периодически изменяясь, составляется на сюжетной основе. В этом уголке присутствуют реальные растения, аквариум, природный материал, игрушки — аналоги животных, искусственные цветы и деревья. Ситуация в природном уголке может быть дополнена коллективными работами детей, выполненными совместно со взрослыми;
— муляжи овощей и фруктов, продуктов питания (булочки, батоны и др.);
— мольберт или специальная доска для рисования;
— подставки для ног с шершавой поверхностью;
— специальный стол с углублениями для поддонов, в которые в соответствии с целями и задачами обучения наливается вода, насыпается песок, фасоль, ракушки, камешки и другие сыпучие материалы;
— фланелеграф;
— ковролинограф;
— магнитная доска;
— макеты времен года (диорамы в нишах шкафов, стеллажей);
— водонепроницаемые деревянные (пластмассовые) ящики (средний размер 60 X 80 х 10 см) для совместных игр детей;
— разноцветные пластмассовые ванночки, тазы, подносы различных размеров (большие, средние, маленькие);
— прозрачные емкости или емкости с доступной пониманию детей маркировкой, в которых хранятся сыпучие материалы (манка, песок, фасоль, рис, ракушки, камешки и т. п.);
— емкость по типу аквариума;
— прозрачные емкости или емкости с доступной пониманию детей маркировкой, в которых хранятся бросовые материалы (скорлупа орехов, яиц, баночки из-под различных продуктов питания, коробки, пакеты и т. п.).
- Глава 3. Основные направления коррекционно-педагогической работы по ознакомлению с окружающим миром детей с проблемами в развитии
- 1. Ознакомление с окружающим миром в условиях проведения прогулок.
- Вопросы для контроля
- 2. Ознакомление с материалами окружающего мира.
- Вопросы для контроля
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Особенности коррекционной работы по ознакомлению с окружающим миром детей с проблемами в развитии дошкольного возраста
- 4.1 Ознакомление с окружающим миром детей с умственной отсталостью.
- Контрольные вопросы
- 4.2. Ознакомление с окружающим миром детей с задержкой психического развития.
- Контрольные вопросы
- 4.3. Ознакомление с окружающим миром детей с нарушениями речи.
- Контрольные вопросы
- 4.4. Ознакомление с окружающим миром детей с нарушениями слуха.
- Контрольные вопросы
- 4.5. Ознакомление с окружающим миром детей с нарушениями зрения.
- Контрольные вопросы