Биогенетические концепции
Биогенетические концепции в зарубежной психологии развития
| Биогенетические концепции в зарубежной психологии развития ?– что более определяет развитие человека — природа или воспитание
Лекция. Светловой Н.В. В 19 в. Господствовала физиология и естественные науки. Понятие концепции, идеи, появляющейся в физиологии и естественных науках определило основные направления развития психологии в 19-20 вв. Решающее влияние на возникновение собственно психологии теорий имели эволюционные теории Ч. Дарвина и сформированные Гекклем и Мюллером биогенетический закон.
Лекция Ермолаевой М.В. Зарубежная психология развития. Биогенетический подход Биогенетический подход объединяет значительное количество различных концепций по одному существующему признаку: по признаку признания приоритета наследственного фактора развития. Развитие здесь рассматривается как преформированное, т.е. заданное наперед. Взгляды представителей биогенетического подхода Основное условие развития – наследственность Источник развития – внутри индивида (наследственность) Форма развития – приспособление Движущие силы развития – преформизм или конвергенция 2-х факторов
| ||||||||||||||||||||
Теория Дарвина
| Большое влияние на возникновение первых концепций детского развития оказала теория Ч. Дарвина, впервые сформулировавшего идею о том, что развитие, генезис, подчиняется определенному закону.
Лекция Светловой Н.В. Ч. Дарвин в 1859 г. опубликовал свой труд «Происхождение видов путем….». Суть этого закона в том, что организм изменяется, приспосабливаясь непрерывно изменяющейся и угрожающему ему окружающей среде. Выживает наиболее приспособленный. По Дарвину психология – это орудие, обслуживающее организм и ориентирующее его в окружающем мире, позволяет лучше приспосабливаться организму в окружающей среде, т.е. функция – выживание. Тем самым Дарвин заложил основу биологически адаптационной функции организма. В 1871 г. Дарвин написал книгу «Психология человека и половой отбор». В этой книге он исследовал место человека в органическом мире и показал что человек произошел от обезьяны в ходе эволюционного развития, тем самым было введено новое слово – эволюция и развитие. Дарвин отрицал качественные отличия человека от животных, т.к. его идея о приспособительном значении психики оказала большое влияние на психологию. Психика стала рассматриваться как важнейшее средство адаптации организма в среде. Теория Дарвина требует доказательств, главный вопрос о поиске переходных форм, которые доказывали эволюцию мира.
| ||||||||||||||||||||
Биогенетический закон (Э. Геккель, И. Мюллер)
| 1. Биогенетический закон был сформулирован Э. Геккелем и И. Мюллером в отношении эмбриона: в ходе внутриутробного развития животное или человек повторяет кратко те стадии, которые проходит данный вид в своем филогенезе.
Лекция Светловой Н.В. В 1966 г. последователь Дарвина Э Геккель оформил биогенетический закон (биос- жизнь, генезис – познание). Суть закона в том, что история зародыша повторяет историю рода или онтогенеза (краткое повторение филогенеза). Этот закон касался только развития эмбриона. Геккель считает, что зародыш, который проходит все фазы, отражает этапы эволюции человека, т.е. человек из одной клетки превращается в человека. | ||||||||||||||||||||
онтогенез | онтогенез – краткое повторение филогенеза.
| ||||||||||||||||||||
Концепция рекапитуляции Ст. Холла
| 2. (из числа ранних) концепция рекапитуляции Ст. Холла Концепция явилась результатом перенесения биологического закона на процесс онтогенетического развития ребенка. С. Холл сформулировал закон для послеутробного развития: онтогенез есть краткое повторение истории развития человеческого общества. Основания этой концепции связаны с наблюдениями за детьми: роется ребенок в песочке — это пещерная стадия жизни людей, процессы развития рисунка в истории человечества и в детстве очень похожи друг на друга. Такая же «похожесть» наблюдается в истории речи и в ее становлении у ребенка (указательный жест, обрывки слов, односложные предложения, глагол итд).
Лекция Ермолаевой М.В.
Ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Концепция возникла как результат перенесения на процесс онтогенетического развития ребенка биогенетического закона , сформулированного Геккелем в отношении эмбриогенеза. Онтогенез – это краткое и быстрое повторение биогенеза. Анализ концепции рекапитуляции по Рубинштейну: « – » нельзя сравнивать взрослого человека с ребенком « + » это 1-я теоретическая концепция и попытка показать, что между историческим и индивидуальным развитием есть связь.
Лекция Светловой Н.В. Первая психологическая теория была сформулирована Стенли Холлом. Он перенес биогенетический закон в психологию и все его последователи создали очень похожие теории периодизации, все они получили название биогенетический закон. В онтогенезе детской психики воспроизводятся основные стадии биологической эволюции человека и этапы культурно-исторического развития человека из обезьяны в высшее существо.
Теория Стенли Холла – теория рекапитуляции 1-я теория детской психологии, построена на основе рекапитуляции (повторения)
1-5 л – стадия рытья и копания (ст. диких обезьян) 5-8 л – ст. охоты и захвата (ст. первобытный охотник) 8-12 л – ст. пастушеская 12-15 л – ст. земледельчества 15-17 л – ст. промышленности (современный человек) В психологическом развитии ребенка воспроизводятся основные этапы культурно-исторического развития человека, поэтому С.Холла называли Дарвином в психологии. Ст.Холл считает, что они заданы генетически. Ребенок не может уклонится от прохождения этих стадий. Психика биологически детерминирована, не влияет на процесс психического развития. Суть развития психики Холл видит в том, что ребенок изживает первобытные инстинкты, множественные атавизмы, которые во взрослой жизни ему будут не нужны. Значение теории: она зародила детскую психологию, взрослый обратил внимание на развитие ребенка. С.Холл был основоположником педологии, начал массовый сбор данных о развитии
| ||||||||||||||||||||
рекапитуляция | Это кратковременное повторение, сжатое во времени, в онтогенезе признаков предшествующих форм.
| ||||||||||||||||||||
Педология | Наука о ребенке | ||||||||||||||||||||
Теория трех ступеней детского развития К. Бюлера
Теория трех ступеней детского развития К. Бюлера | 3. теория трех ступеней детского развития К. Бюлера биогенетического подхода (с его признанием ведущей роли наследственности в детском развитии, преформированного характера этого процесса) К. Бюлер выделил три ступени развития — инстинкт, дрессура, интеллект— и связал переход от одной стадии к другой не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с действием. В ходе эволюции поведения отмечается переход удовольствия «с конца на начало» действия (на первой стадии удовольствие возникает в результате удовлетворения потребности: на уровне навыка возникает функциональное удовольствие по ходу действия, на этапе интеллектуального решения задач имеет место предвосхищающее удовольствие). Таким образом, переход удовольствия «с конца на начало», по К. Бюлеру, основная движущая сила развития поведения. Как указывал Д. Б. Эльконин, К. Бюлер под влиянием 3. Фрейда выдвинул в качестве основного принципа развития всего живого принцип удовольствия. Как подчеркивал Л. С. Выготский, К. Бюлер пытался привести к одному знаменателю факты биологического и социокультурного развития и игнорировал принципиальное своеобразие развития ребенка.
Лекция Ермолаевой М.В.
Здесь просматривается попытка анализа качественного развития этапов:
Критика принадлежит Выготскому: Бюлер игнорирует своеобразие развития ребенка и, отождествляя, этапы развития ребенка со ступенями развития поведения животных.
Лекция Светловой Н.В. Теория Бюлера Бюлер выделил 3 стадии психического развития ребенка:
Все стадии являются врожденными. Воспитание не влияет на то, как ребенок проходит эти стадии, общения с взрослыми. В биологической теории движущей силой психического развития выступает биологическое созревание (развитие врожденных задатков и способностей). Источник развития лежит внутри организма – обучение существенно не влияет на психическое развитие.
| ||||||||||||||||||||
Теория конвергенции или теория двух факторов В. Штерна развития
Теория конвергенции или теория двух факторов В. Штерна развития
| 4. теория конвергенции или теория двух факторов В. Штерна (соотношение среды и наследственности) С его точки зрения, психическое развитие является результатом конвергенции внутренних данных с внешними условиями. Пример тому — игра: окружающая действительность доставляет материал для игры, а то, как и когда ребенок будет играть, зависит от врожденных компонентов инстинкта игры. В этой конвергенции ведущее значение остается за врожденными компонентами.
Лекция Ермолаевой М.В.
Теория конвергенции 2- фактов: наследственности и одаренности и среды. Штерн, считает что психическое развитие – это результат конвергенции, внутренних задатков и внешних условий. Однако предпочтение отдавал фактору наследственности. Теория конвергенциипринадлежит Штерну, но идея конвергенции встречается в работах и др психологов (Торндайк, Коффка, Фрейд).
Лекция Светловой Н.В. Теория конвергенции В. Штерна. Понятие о сензитивных периодах. С критикой теории рекапитуляции выступил Штерн. Он предложил теорию конвергенции (соединения взаимодействия) 2-х факторов – среды и наследственности. По его мнению, психологическое развитие – это результат конвергенции внутренних задатков и внешних условий жизни. Согласно Штерну, ребенок появляется на свет, уже имея врожденные способности, влечения и инстинкты. Штерн назвал их внутренними факторами. В процессе развития эти факты созревают. Внешняя среда – воспитание. Также влияет на психическое развитие но действует в заданных природой пределах, то на психическое развитие начинает действовать обучение, в результате которого вырабатываются соответствие этой способности умения и навыки. Соотношение развития и обучения таково, что врожденное внутреннее развитие определяет возможности обучения. Само по себе обучение не может ничего изменить в психическом развитии ребенка, роль взрослого сводиться к тому, что он должен определить способности ребенка и умело подстраивать свое обучение под эти врожденные и созревшие к началу обучения способности. Наиболее благоприятный момент для создания внутренних и внешних факторов осуществляется в сензитивные периоды, как наиболее благоприятные для воздействия внешних влияний. Понятия сензитивные периоды ввел де Фриз – биолог, а в психологию перенес Штерн. По Штерну психическое развитие – это саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека врожденных задатков, которое направляется и определяется той средой, в которой живет человек. Периодизация Штерна – биогенетическая 0-5 мес – стадия низших млекопитающих (рефлекторное и импульсивное поведение) 5 м – 1 год – ст. высших млекопитающих 1-2 г – переход в человеческое состояние (появление вертикальной походки и речи) 2-7 л – ст. первобытных народов (период игр и сказок) 7-10 л – ст. античного и ветхозаветного мира (возраст вступления в культуру) 10-15 л – ст. христиансткой культуры (ребенок учится общению и нравственному поведению) 16-18 л – ст. культуры и нового времени
| ||||||||||||||||||||
Сензитивный период | Это присущий определенному возрасту период ребенка, оптимальный характер развития определенных психических свойств и процессов, преждевременное и запаздывающее развитие по отношению к сензитивным периодам может оказаться не достаточно эффективным. (Лекция Светловой Н.В.)
| ||||||||||||||||||||
Критика биогенетической теории. Виды редукционизма
|
Лекция Светловой Н.В. Критика биогенетической теории. Виды редукционизма. В биогенетической теории З. Фрейда, Ж.Пиаже, бихевиоризме отрицается качественное отличие человека и животных. Это отрицание опасно для науки и приводит к различным формам редукционизма.
2 формы редукционизма: 1. антропоморфизм(антропос – человек, морфе – вид) – это очеловечивание животных. Это представление о наличии в животных психических свойств и способностей, присущих в действительности только человеку. Животные изображаются по образу человека. Это допустимо в художественных произведениях (н: лебедям приписывают необыкновенную любовь). 2. биологизм – приписывание человеческих свойств и качеств присущих животным. Это называется биологизация или биологизаторская трактовка человека психологическая социальная среда рассматривается как среда обитания, в которой человек должен приспособится, адаптироваться. На основе адаптации построена теория Фрейда, Пиаже, Вудворса, т.е. вся психология начинается рассматриваться как приспособление. Это принесло большой урон представлению о человеке.
| ||||||||||||||||||||
редукционизм | Лекция Светловой Н.В )С лат – упрощение. Это сведение сложного к простому, методологическая установка, напр. на сведение явлений одного порядка к явлениям качественно другого порядка, т.е. психология сводится к физиологическому, биохимическому понятию (т.е. психологию объявляют эпифеноменом).
| ||||||||||||||||||||
Концепция З. Фрейда
Концепция 3. Фрейда
|
5. Концепция 3. Фрейда Разработанный им метод психоанализа привел его к пониманию значения бессознательных переживаний детства в жизни взрослой личности. теория личности – в основе - конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества. По 3. Фрейду, общество — источник всевозможных травм (рождения, отнятия от груди и т.п.). На этой основе возникла теория развития как теория детских травм. отношения «ребенок — взрослый», «ребенок — общество» с самого начала антагонистические. Отсюда и возникает проблема включения ребенка в общество — проблема социализации личности — в системе онтогенетических отношений между ребенком и обществом.
Лекция Ермолаевой М.В.
По Фрейду – общество – это источник психических травм, а теория развития – это теория детских травм.
Лекция Светловой Н.В. Теория психитческого развития и периодизация З.Фрейда 1910 год, по мнению, Выготского психология вступила в периодизацию открытого кризиса. Его суть – обнаружились недостатки господствовавшие в начале 20 века психологии ассоционизма. Теория ассоционизма не могла объяснять новые факты и феномены, которые были открыты в психологии. На рубеже веков развивались отдельные психологические направления психологии, сравнительная психология труда, возрастная. Возник запрос на психологические знания. В период с 1910-30 гг. вместо старой ……. В психологии возникнет новое направление – психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология. В каждом направлении отечественные психологи поднимают вопрос о психическом развитии ребенка и взрослого и создают свои периодизации. Фрейд считает, что психология состоит из 3-х уровней: 1. «ИД» – бессознательное, врожденное влечение человека, которое в наибольшей степени влияет на его жизнь, влияет на человека, поведение, является причиной его поступков. Ид содержит инстинкты жизни (Эрос), инстинкт смерти (Тонатос), которые проявляются в энергии либидо. В бессознательном находится вытесненные желания, которые человек не смог реализовать в жизни. Начиная с 3-х лет у ребенка в обществе формируется 2 –я структура – «СУПЕР ЭГО» 2. «СУПЕР ЭГО» – Содержит социальные нормы, законы, нравственные принципы, совесть. Это правила по которым живет человек в обществе. Вся человеческая жизнь разворачивается как борьба «ИДА» и «СУПЕР ЭГО». Эта борьба разворачивается в 3-й структуре. 3. «ЭГО» - «Я» - это арена борьбы врожденных инстинктов и правил человеческой жизни. Если «Ид» влечет человека в область удовольствий, то «Супер Эго» действует по принципу реальности. Это борьба является причиной внутриличностных конфликтов. По Фрейду любой человек является потенциальным невротиком, если бы не защитные механизма – сублимация, проекция, вытеснение. В основу периодизации Фрейда лежит следующий критерий, способ фиксации либидо на различных сексуальных зонах, которые приводят к удовлетворению инстинкта жизни: 0-1 г – стадия оральная 1-3 г – стадия анальная 3-5 л – стадия фаллическая 5-12 стадия латентная 12-18 стадия генитальная
| ||||||||||||||||||||
Жан Пиаже Женевская школа генетической психологии
Жан Пиаже Женевская школа генетической психологии
|
6. Жан Пиаже – Женевская школа генетической психологии Представители этой школы изучают происхождение и развитие интеллекта у ребенка. Для них важно понять механизмы познавательной деятельности ребенка, которые скрыты за внешней картиной его поведения. Работы Ж. Пиаже и его учеников показали, что развитие интеллекта ребенка состоит в переходе от эгоцентризма (центрации) через децентрацию к объективной позиции ребенка по отношению к внешнему миру и себе самому. Своеобразие развития психики ребенка они связывают с теми структурами интеллекта, которые формируются при жизни благодаря действию ребенка с предметами. Согласно Ж. Пиаже, законы познавательного развития универсальны, они действуют как в процессе развития мышления ребенка, так и в ходе научного познания.
Лекция Светловой Н.В. Пиаже создает теорию, в основе которой положено биологическое созревание структур интеллекта. Пиаже выделил 3 основных этапов в развитии интеллекта: 0-2 г. – сенсомоторный интеллект 2-12 л – стадия конкретных операций 12-14 л – стадия формальных операций На каждом этапе происходит развитие схем мышления и мыслительных операций. Интеллект человека по Пиаже считается основным психическим процессом. Главная задача по Пиаже – успешно адаптировать к жизни интеллект. Внутри интеллекта, Пиаже выделил схемы мышления, т.е. способы которыми человек решает задачу (интеллектуальные, практические, социальные). Способ решения задач, этапы развития мыслительных операций составляет основу периодизации. Личность человека активна, творческая личность. Новые схемы мышления выработать может только человек с творческой личностью.
Лекция Ермолаевой М.В. Пиаже занимался развитием интеллекта. Жан Пиаже – основал Женевскую школу генетической психологии, исследовал происхождение интеллекта у ребенка. В женевской школе своеобразное развитие психологии ребенка связывали с теми структурами развития интеллекта, которые формировались при жизни благодаря действию ребенка с предметами. Генетическая эпистемология– наука о механизмах и усилиях формирования человека, различных форм и типов знаний, понятий, познавательных операций. Пиаже является основоположником системы клинической беседы, основанного на фиксации не внешних особенностей поведения, а в скрытии умственных процессов, которые руководствуются ими. Метод – клинической беседы. Метод основан на скрытных внутренних закономерностях. Анализировал ответы детей с помощью аппарата формальной логики. Открыл детского эгоцентризма. Открытие эгоцентризма - 1 –й этап творчества Пиаже эгоцентризм (Я - центр) яркое проявление реализма ребенка. Отождествляет внешний мир и свое представление о нем. 1-е проявление реализма: 1 стадия – сопричастность 2 стадия – анимизм (всеобщее одушествление) 3 стадия – артификация 2-е проявление:что ребенок считает, свою точку зрения единственной точной 3-е проявление:ребенок испытывает понятие без точки отсчета (почему железный корабль не тонет) Эгоцентризм – это центральная особенность ребенка, его скрытая умственная позиция. Эгоцентризм бывает интеллектуальным и моральным, который проявляет себя в том, что ребенок не учитывает в оценке постановке внутренних намерений, а судит о поступке только по внешнему результату. Реализм– самое яркое проявление эгоцентризма. Реализм – проявляет себя в том, что ребенок рассматривает предметы такими, какими он их воспринимает, без логики взаимоотношений (пример с луной). Реализм мешает рассматривать предметы независимо от своей т. зр., от внутренней взаимосвязи. Есть 3 проявления реализма: 1. ребенок отождествляет явления внешнего мира и свои представления о нем. Путь развития мышления: от реализма к объективности.
На этой стадии эгоцентризма отношение между ребенком и миром редуцируются, т.е. ребенок учиться отличать то, что происходит от своей субъективной т.зр.
Исходный пункт в теории Пиаже – адаптация живого в природе. Адаптация – активный процесс. В ходе адаптации происходит взаимодействие целостного индивида с окружающим миром. Интеллектопределяется Пиаже как свойство живого организма, который формируется в процессе контактов с материальной средой. По мнению Пиаже внешний мир в ходе онтогенетического развития начинает выступать перед ребенком в форме объектов не сразу, а в результате активного взаимодействия с ними. В ходе более полного и глубокого взаимодействия субъекта и объекта происходит их взаимное обогащение. В объекте выделяются все новые и новые стороны, а у субъекта формируется все более адекватные, тонкие и сложные способы воздействия на мир, с целью его познания и достижения сознательно поставленных целей. Т. обр. процесс адаптации наступает в единстве двоих процессов: ассимиляции и аккомодации. При ассимиляции организм накладывает на среду свои схемы поведения. При аккомодации организм перестраивает свое поведение в соответствии с особенностями среды. Иногда эти 2 процесса находятся в равновесии, иногда преобладает один. Этапы развития интеллекта:
Пиаже сделал важное открытие: первоначально мысль была внешним предметным действием. Элементом психической жизни Пиаже считал не ощущения, а действия.
На этом этапе внешним материалом действия, благодаря повторению в различных ситуациях схематизируются и с помощью символических средств (игра, имитация, речь) переносится во внутренний план.
Признаки операций: - внутреннее действие, которое когда-то было внешним - внешние действия, от которых берут свое происхождение операции, не любые действия вообще. Это действия – упорядочение, систематизация, разложение по классам - операции подчиненные принципу обратимости, значит, за каждой операцией можно найти обратное действие, восстанавливающее исходное положение вещей. - координированность в системе Группировка – система операций, единица мышления. Дальше развитие систем пойдет по мере усложнения группировок. Группировка включает: сложение классов, умножение, оценка тождества, обратимости, композиции. Этап конкретных операций - ребенок в основном мыслит о конкретных действиях с конкретными предметами.
На этом этапе завершается развитие интеллекта, потом мышление ребенка начинает полностью подчиняться законам формальной или операторной логики. А именно ребенок мыслит гепотетико-дедуктивно: может выдвигать гипотезы, получать из них следствия, использовать их для проверки гипотезы. Ребенок мыслит идеями, суждениями, умозаключениями. По Пиаже обучение следует за развитием. Ребенок не может освоить опережающего развития программу. Дошкольный возраст ( с 2-3 до 7-8 лет). Мышление ребенка проходит несколько стадий:
Наряду с реализмом эгоцентризм детской мысли проявляется в таких особенностях детской логики как синкретизм (тенденции связывать все со всем), отсутствие связи между суждениями переход от частотного к общему, нечувствительного к противоречию. +Эгоцентризм показал, что внешний мир не диктует непосредственно на ум субъекта, а наше знание о мире не простой отпечаток внешних событий. + Пиаже доказал, что развитие мышления это качественное преобразование структур, этапов мышления. – Преформизм, идея предопределенности, но не наследственности.
| ||||||||||||||||||||
Генетическая эпистемология Жана Пиаже
| Е.А. Сорокумова Когнитивисткое направление. Основу концепции Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка составляет процесс взаимодействия между организмом и окружающей средой. А ее основная идея заключается в том, что интеллектуальные операции осуществляются в форме целостных структур (или схем). Эти структуры формируются благодаря равновесию, к которому стремится эволюция. Т.об., основная цель разумного поведения и мышления человека – адаптация к окружающей среде, а внешние воздействие заставляют организм либо видоизменять существующие структуры (схемы) действия, если они не удовлетворяют требованиям адаптации, либо вырабатывать новые схемы. Под схемами имеется в виду повторяющаяся организация действий в типичных ситуациях. Приспособление, по Пиаже, происходит с помощью 2 механизмов: - ассимиляция – действия с новыми предметами в соответствии с уже сложившимися умениями и навыками. - аккомодация – стремление изменить сами умения и навыки в соответствии с изменившимися условиями. М.В. Ермолаева: Собственно цель развития — это адаптация к среде. Созданная Пиаже область знания называется генетической эпистемологией, которая объединила биологию с эпистемологией (областью философии, изучающей происхождение знания, механизмы и условия формирования понятий, познавательных операций и т. д.), исследования Ж. Пиаже начались с его совместной работы с Симоном и Бине по совершенствованию шкалы интеллекта. Отказавшись от количественного (тестологического) подхода к изучению интеллекта, Ж. Пиаже разработал методику клинического интервью, когда ребенок должен отвечать на вопросы или манипулировать стимульным материалом. Такой подход позволял не только выявить знания, накопленные ребенком, но и открывать внутренние процессы — процессы мышления в ходе ответов. Пиаже заключил, что до достижения определенной стадии развития дети формируют свои суждения, опираясь в большей степени на перцептивные, чем на логические, процессы. Другими словами, они верят своим глазам. Младшие дети видят, что уровень жидкости выше в высоком стакане, и потому считают, что там жидкости больше. Если получаемые человеком сведения, перцептивные образы или субъективные переживания соответствуют структуре его интеллекта, то эти сведения, образы и переживания «понимаются» или, на языке Пиаже, ассимилируются. Если же информация не соответствует структуре интеллекта, он отвергает ее (а в случае, когда его структура готова к изменению, она приспосабливается к новой информации). В терминологии Пиаже, ассимиляция — это интерпретация нового опыта исходя из существующих ментальных структур без какого-либо их изменения. С другой стороны, аккомодация — это изменение существующих ментальных структур в целях объединения старого и нового опыта. Интеллект всегда стремится к установлению равновесия между ассимиляцией и аккомодацией, т. е. к наилучшей адаптации к окружающей среде, которая проявляется в устранении несоответствия между реальностью и ее отображением, созданным в уме. По Ж. Пиаже, процесс уравновешивания (достижения равновесия между средой и внутренними структурами) лежит в основе человеческой и фактически любой биологической адаптации. Для обозначения ментальных структур Пиаже использовал термин схема. Схемы — это способы обработки информации, меняющиеся по мере того, как человек растет и получает больше знаний. Существуют два типа схем: сенсомоторные схемы, или действия, и когнитивные схемы, которые больше напоминают понятия. Мы перестраиваем наши схемы для приспособления (аккомодации) к новой информации и одновременно интегрируем (ассимилируем) новые знания в старые схемы.
| ||||||||||||||||||||
Этапы развития интеллекта (по Пиаже)
Этапы развития интеллекта (по Пиаже)
| Этапы развития интеллекта (по Пиаже)
Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже По мнению Пиаже, процесс развития интеллекта происходит следующим образом: схемы организуются в операции, различные сочетания которых соответствуют качественно различным стадиям когнитивного роста. По мере своего развития люди используют все более сложные схемы для организации информации и понимания внешнего мира. Согласно Пиаже, в этом развитии можно выделить четыре дискретных, качественно различных стадии, или периода. Он дал этим периодам следующие названия: сенсомоторная стадия (от рождения до 1,5—2 лет), дооперациональная стадия (от 2 до 7 лет — иногда ее рассматривают как первую фазу стадии конкретных операций), стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет) и стадия формальных операций (начинающаяся в возрасте 12 лет и старше).
Стадии когнитивного развития по Пиаже
| ||||||||||||||||||||
теориями рекапитуляции, |
Д. Б. Эльконин – теории психического развития ребенка, так или иначе связанные с идеей повторяемости в развитии истории человечества, принято называть теориями рекапитуляции, которые, на его взгляд, опираются на концепцию преформизма.
|
- Проблема биологического и социального в структуре личности.
- Предпосылки, условия и движущие силы психического развития.
- Законы детского развития сформированные л.С. Выготским
- 1) По ж. Пиаже
- 2) Теории социального научения
- Проблема периодизации психического развития.
- Проблема источника условий и движущих сил психического развития
- Биогенетические концепции
- Социогенетический подход
- Психологическая характеристика дошкольного возраста. Особенности межличностных отношений в дошкольном возрасте.
- Ранний возраст – 1-3 лет
- Кризис 3-х лет – «я сам»
- Дошкольный возраст
- Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста
- Кризис 7 лет
- Особенности развития
- Значение игры для развития дошкольника.
- Основные консультативные проблемы в работе с семьями дошкольника
- Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст
- Новообразования младшего школьного возраста
- Психологическая характеристика подросткового возраста. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
- Подростковый возраст (10, 11 -15,16 лет)
- Кризис подросткового возраста
- Особенности развития подросткового возраста
- Становление личности в юношеском возрасте Подростковый Возраст (11-15 Лет)
- Переходный Период
- Психологическая характеристика юношеского возраста. Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте.
- Ранняя юность
- Поздняя юность.
- Ранняя Юность ( 15 – 17 Лет )
- Психологическая характеристика зрелого и пожилого возрастов. Психологические основы социальной работы с пожилыми людьми.
- Зрелый возраст
- Старость
- 3 Вида старения: