logo
ГОСЫ_с инета / ГОСЫ_ 9

2) Теории социального научения

обучение – это и есть развитие

Исходное положение Выготского о ведущей роли обучения психического развития были развиты представлением его школы (Эльконин, Леонтьев, Божович, Гальперин, Давыдов)

Вместе с тем, наряду с понятием обучение использовалось наиболее широкое понятие – присвоение – это существенно сместило акценты в понимании субъектов активности: если обучение указывало на внешние источники развития, т.е. взрослого, то присвоение подчеркивало внутреннюю активность самого ребенка.

Новым шагом в развитии учения о закономерностях психического развития выступило введение А.Н. Леонтьевым в деятельность психической категории деятельности. В соответствии с этой позицией движущей силой психического развития выступила собственная деятельность ребенка, в которой он под руководством взрослых присваивает исторически сложившиеся человеческие способности.

Лекция. Светловой Н.В.

Факторы, которые способствуют психическому развитию человека

  1. задатки, в виде анатомофизиологических особенностей головного мозга

  2. социум, культура

  3. взрослый, обучение

1,2,3 – это условие.

4. Но должна быть активность личности, направляющая на присвоение культурно исторического опыта.

Самость есть некая первичная активность, «душа» - движущая сила активности человека. Сама активность развития в процессе обучения.

Одаренные дети обладают огромным уровнем активност. Уровень активности м.б. врожденным задатком и отличает людей друг от друга.

Э.Эриксон «Ребенок рождается в внутренним эгопланом. Это самостоятельная сила.

Активность реализовывается через обучение, основана на индивидуальности каждого человека.

Лекция. Светловой Н.В.

Этапы развития личности, характеристика кризисов развития по Божович

1 определение личности

«Личностью является человек, достигший определенного достаточно высокого уровня психического развития. Основная черта личности – это способность человека вести себя независимо от непосредственно воздействующих на него обстоятельств ( и даже вопреки им), руководствуясь при этом собственными, сознательно поставленными целями. Возникновение такой способности обуславливает активный, а не реактивный характер поведения человека и делает его не рабом обстоятельств, а хозяином над ними и над самим собой». Борьба, выбор – показатели личности. Долг – высшее нравственное чувство.

    1. формирование личности не может характеризоваться независимым к-либо единой ее стороны (рациональный, волевой, эмоциональной). «Личность – это действительно высшая интегративная система, которая является нерасторжимой целостностью. Можно считать, что существуют какие-то последствено возникающие новообразования, характеризующие этапы центральной линии ее онтогенетического развития»

    2. центральным звеном формирования личности является развитие мотивационной сферы человека, его потребностей, желаний, стремлений и намерений. Потребности требуют своего удовлетворения, а это создает необходимость в возникновении и совершении способов и средств, направленных на поиск и нахождение предметов, их удовлетворения. В зависимости от развития мотивационной сферы осуществляется поэтому развитие и познавательных способностей ребенка, его навыков, умений, привычек, его характера.

Божович разбирает кризисы и связывает с ними новообразованиями.

Кризис 1 года аффективно-заряженные представления. Это дает ребенку действовать на основании внутреннего образования. Он становится независимым, самостоятельным от условий внешней среды.

Кризис 3 лет – потребность «Я-сам». Система Я. Потребность в реализации и утверждении своего Я. В следствии появляется самооценка, которая появляется уже в 2 года и связанная с ней стремление «быть хорошим». Это задает взрослы, его оценка формирует первые нравственные инстанции.

Кризис 7 лет – появление внутренней позиции школьника, т.е. переживание себя в качестве социального индивида. Появляются первые глубокие чувства, 1-я иерархия мотивов. По Леонтьеву – это возрождает рождение личности.

Кризис подросткового возраста – центральное новообразование – самосознание, самоопределение, т.е. возникновение способности ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня (способность к целеполаганию – возраст 12-14 лет, 15-17 лет – появляется «рождение жизненной перспективы». В нее входят и представления о своем желанном Я, о том, что хочет юноша или девушка совершить в своей жизни. У старшеклассника появляется стремление познать себя как личность, формируются цели, ориентации, появляется способность к самоопределению.

Завершение периода детства: личность – цели, произвольность, умение управлять собой.

новоборазования, по его утверждению, возникает не­зависимо от новообразований предыдущих стадии