logo
группы риска

Старшеклассники

Дети старшего школьного возраста, относящиеся к группе рис­ка, характеризуются особым процессом социализации. Они про­живают, как правило, большую часть своей жизни в учреждениях социально-педагогической поддержки (детских домах, школах-интернатах, приютах, под опекой) или в неблагополучной семье. Для большинства выпускников этих учреждений характерны сле­дующие специфические особенности:

Дети старшего школьного возраста стоят на пороге самостоя­тельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого, с другой – боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Эта двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности своей жизнью и собой.

Многие из этих детей в это время получают профессиональное образование. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 95 % случаев это профессионально-техническое учи­лище или техникум. Получая образование в этих учебных заведе­ниях, они попадают в среду приблизительно таких же сверстни­ков.

Все они находятся на государственном обеспечении, живут в одном общежитии, в единой культурной и досуговой среде. Про­блемы одиночества, ненужности, незащищенности остаются на таком же уровне.

Несколько лучше положение у тех, кто живет в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и учится в средних специальных или профессиональных учрежде­ниях, так как они могут вернуться в привычное окружение попе­чительного учреждения, где о них заботятся.

Воспитание вне семьи является главной причиной неготовно­сти этих детей к самостоятельной жизни и порождает личностную депривацию, так как постоянная окруженность большим количе­ством детей и взрослых не дает возможности самоидентифика­ции, осмысления себя и своих проблем, возможности продумать свою будущую жизнь. Ребенок не знает, как он будет жить один, где найти друзей, как проводить свободнее время, как организовать свой быт.

Обедненность общения со взрослыми, его ограниченность (в основном это только сотрудники учреждения) приводит к тому, что дети не могут налаживать контакты с другими взрослыми, находить общее между требованиями значимых взрослых и свои­ми желаниями и возможностями. Контакты со взрослыми поверх­ностны, малоэмоциональны, что приводит к отсутствию потреб­ности искать близких отношений с людьми, доверять им, видеть уважение к себе с их стороны.

В старшем школьном возрасте наиболее остро стоит проблема выбора профессии. Все дети группы риска мечтают о хорошей ра­боте. Представление о хорошей работе у них особое: они представ­ляют ее как ничегонеделание, но получение при этом больших денег.

Поскольку в период пребывания в государственных учрежде­ниях социальной поддержки дети практически не имели карман­ных денег, то, естественно, любая сумма, которую им называют как зарплату, для них является огромной. Стоимость вещей, необ­ходимых для жизни, они не представляют. Прожиточный мини­мум для них понятие несуществующее, так как они привыкли к тому, что их кормят, покупают необходимые вещи. Находясь в государственных учреждениях, старшеклассники не представля­ют стоимости реальной жизни, не умеют экономить деньги, по­купать только необходимое, а не то, что им хочется.

Условия жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей, на полном государственном обеспечении приво­дят к формированию иждивенческой позиции по отношению ко всем окружающим. Она проявляется в высказываниях: «Вы нам должны», «Вы обязаны», «Дайте нам...» и т.д. Получая профес­сию, дети-сироты мало озабочены тем, хватит ли их зарплаты на проживание на протяжении месяца или нет. В случае нехватки де­нег они вновь идут в детский дом, где их покормят, дадут с собой продукты и т.д.

После выхода из детского дома выпускники стараются найти родственников, родных, вернуться в свою семью. Им кажется, что их родители, родственники сразу полюбят их, будут им рады и все будет хорошо. Но в жизни они встречаются с другой карти­ной.

Родственники только вначале радуются их возвращению из дет­ского дома, родители их не принимают, не хотят, чтобы они жили с ними. Отношения с родственниками не складываются, дети опять остаются в одиночестве. Не имея опыта жизни в семье, они не представляют семейных отношений. Любой человек, который их пожалел, пригрел, кажется им сказочным героем, и сразу у них появляется надежда на то, что все будет хорошо. Они мало что могут предпринять самостоятельно. При получении отдельного жи­лья они не могут жить в одиночку, чаще всего уходят жить к друзьям, подругам. Довольно часто такие друзья и подруги живут тоже в неблагополучных семьях. Поэтому такие дети объединяются, про­водят время вместе. [4;92-95]

Yandex.RTB R-A-252273-3