Программа «Дошкольник»
На дошкольном этапе главное – определить готов ли ребенок к обучению, какие проблемы необходимо решить еще до поступления в первый класс. Специалисты школьного психолого-педагогического консилиума (психолог, логопед, педагог) проводят собеседование, анализируют познавательные способности, развитие речи, эмоционально-волевой сферы, физическую и физиологическую зрелость, коммуникативные умения и главное – желание ребенка идти в школу, школьную мотивацию.
Рис. 1.
Цель: определение «школьной зрелости» детей 6,5 – 7 лет, то есть определение уровня морфологического, функционального и психического развития при котором они готовы к систематическому обучению в школе.
Задачи:
Выявление уровня готовности к школьному обучению.
Прогнозирование трудностей, которые могут возникнуть из-за недостаточного развития тех или иных функций.
Консультирование родителей по проблеме компенсации, восполнению пробелов и т. п. до школы.
Определение оптимального для детей уровня сложности образовательных программ.
Заполнение индивидуальной карты развития ребенка.
Изучение возможностей умственного развития будущих первоклассников проводилось в Кингисеппской гимназии на протяжении нескольких лет. Мы анализировали результаты диагностики школьной готовности детей, соотносили их с результатами обучения в первом классе. Это позволило нам определить наиболее важные, значимые показатели школьной готовности и включить в обследование определенные методики. На сегодняшний день программа обследования небольшая по объему, но информативна по результатам. Показатели, которые требуют особого внимания: речевые нарушения, гиперактивность, трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Нередко о проблемах в развитии родители узнают непосредственно на собеседовании от специалистов консилиума. При значительных отклонениях от возрастных норм родителям выписывается направление к врачу психоневрологу для проведения углубленной диагностики. Результатом является отсутствие детей-первоклассников, которые направляются на медико-педагогическую комиссию. Специалистами консилиума были разработаны протоколы обследования и индивидуальные карты развития учащихся. (приложение 1).
Подготовка к школе.
Будущих первоклассников, по рекомендации специалистов консилиума, мы приглашаем в нашу подготовительную группу «Дошкольник», которая уже 11 лет подряд открывает свои двери для маленьких учеников. Занятия разработаны и ведутся учителями гимназии и психологом. Каждый курс имеет свои цели и задачи. Их объединяет то, что занятия содержат и развивающие, и коррекционные аспекты работы. Детям, нуждающимся в дополнительной помощи, предлагаются дополнительные задания, родителям дополнительная консультация. Необходимо отметить, что занятия не являются «калькой» уроков, как по содержанию, так и по организации (чем нередко грешат курсы по подготовке детей к школе). Педагоги развивают речь детей, готовят руку к письму, развивают фонематический слух и представления, учат анализировать количественный состав чисел. Осуществляется компьютерная поддержка этих умений. Дети знакомятся друг с другом и педагогами, узнают о правилах поведения и общения в школе. Цели и задачи каждого курса представлены в электронном приложении «Дошкольник».
Для родителей будущих первоклассников проводится родительские лектории, на котором выступают педагоги и психолог. На них предоставляется информация о психологических особенностях развития шести-семи летних детей, о показателях школьной готовности, об основных программах и учебниках, по которым проводится обучение в начальной школе. Если лекторий проводится в условиях школы (может быть и в детском саду), то в конце родители и дети приглашаются на экскурсию по школе.
Как правило, все ребята, посещавшие занятия в подготовительной группе «Дошкольник», быстрее привыкают к условиям обучения, более осознанно принимают школьные правила, учебные ситуации, собственные успехи и неудачи. Педагоги тратят меньше времени на организационные вопросы, больше успевают сделать за урок.
Для того чтобы учитель смог заранее спланировать (спрогнозировать) процесс вхождения детей в условия обучения, специалисты консилиума знакомят педагогов первых классов с индивидуальными картами развития, которые содержат материал о результатах собеседования и обучения в дошкольной гимназии. Таким образом, можно заранее определить группу детей, которым возможно понадобится педагогическая или психологическая помощь. Ведется просветительская деятельность через средства массовой информации: газету, телевидение (см. приложение 2).
- Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.
- 1.Цели, задачи и ожидаемые результаты.
- 2 Основная проблема, ее актуальность.
- 3. Содержание и структура инновационной разработки.
- Программа «Дошкольник»
- Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы «исток»
- 4. Научная новизна и практическая значимость работы:
- 5. Уровень проработанности: